Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.

Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала.

Чтобы разобраться с этими антиномиями, Кант строит свою тщательно продуманную философскую систему.

Свою философскую систему Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека.

Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).

Схематически сам Кант изображал свою философскую систему следующим образом:

Способности души в совокупности Познавательные способности Априорные принципы Применение их к Получаемые суждения
Познавательная способность   Чувство удовольствия и неудовольствия     Способность желания Рассудок     Способность суждения   Разум Закономерность     Целесообразность     Конечная цель   Природе     Искусству     Свободе Теоретически е   Эстетические е   Практические е

Познавательные способности задают принципы совокупных способностей души.

«Оказывается, - пишет Кант, - что рассудок содержит в себе отличительные априорные принципы для познавательной способности, способность суждения – только для чувства удовольствия и неудовольствия, а разум – лишь для способности желания».

Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания.

Кант хорошо видел недостатки решения проблемы идеализаций, как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.

Вывести идеализации из экспериментальных данных невозможно. В то же время, тезис о врожденности идеализаций излишне натуралистичен.

Кант предлагает свое решение этой труднейшей философской проблемы: приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания.

Таким образом, с одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, а с другой – эмпирическими данными.

Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

Так если иметь в виду геометрию, то необходимо различать:

1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе;

2) объединение первого со вторым в геометрии как науке.

По Канту, пространство – это идеальная, а не объективно-реальная форма. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе и пространственно разобщены, но он так же считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: