Тема 3. Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипертензии

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Утверждаю

зав. кафедрой

госпитальной терапии

А.В. Ягода

«28» августа 2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

5 курса специальности «педиатрия»

по учебной дисциплине «госпитальная терапия»

ТЕМА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ

ЗАНЯТИЕ 1. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИМПТОМАТИЧЕСКИХ АРТЕРИАЛЬНЫХ ГИПЕРТЕНЗИЙ

Обсуждена на заседании

кафедры госпитальной терапии

«28» августа 2015

Протокол № 1

Методическая разработка составлена

Знаменской И.А.

г. Ставрополь, 2015


Тема 3. Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипертензии

Занятие 1. Клиника, диагностика и лечение симптоматических артериальных гипертензий

Учебные вопросы занятия:

- классификация артериальных гипертензий. Программа диагностического поиск;

- клиника, диагностика и лечение почечных артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение эндокринных артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение гемодинамических артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение лекарственных артериальных гипертензий.

Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:

- классификация артериальных гипертензий. Программа диагностического поиск;

- клиника, диагностика и лечение почечных артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение эндокринных артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение гемодинамических артериальных гипертензий;

- клиника, диагностика и лечение лекарственных артериальных гипертензий.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

- артериальная гипертензия беременных;

- артериальная гипертензия при сахарном диабете и метаболическом синдроме.

Перечень изучаемых заболеваний и состояний:

- гипертоническая болезнь;

- хронический гломерулонефрит;

- хронический пиелонефрит;

- стеноз почечной артерии;

- диффузный токсический зоб;

- феохромоцитома;

- болезнь и синдром Иценко-Кушинга;

- акромегалия;

- коарктация аорты;

- НЦД по гипертоническому типу;

- опухоли мозга, черепномозговая травма.

Место проведения занятия: клинические базы кафедры госпитальной терапии – кардиологические отделения №1 и №2 ГБУЗ СКККД и кардиологическое и терапевтическое отделения ГБУЗ СККБ.

Материально-лабораторное обеспечение:

- учебные таблицы;

- наборы рентгенограмм, электрокардиограмм;

- наборы эхокардиограмм, УЗД-сонограмм сосудов;

- наборы тестовых заданий;

- наборы ситуационных задач.

Учебные и воспитательные цели:

А) общая цель – формирование комплекса знаний технологий, средств и методов, необходимых во врачебной деятельности и направленных на сохранение и улучшения здоровья населения страдающих синдромом артериальной гипертензией, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи.

Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен

ЗНАТЬ:

- основы применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения и деятельности медицинских организаций;

- алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся синдромом артериальной гипертензии;

- этиологию, патогенез, клинику и диагностику заболеваний и состояний, сопровождающихся синдромом артериальной гипертензии;

- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (лабораторные данные, ЭКГ, ЭхоКГ, УЗДГ, рентгенологические данные, УЗИ) при наличии синдрома артериальной гипертензии;

- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих на фоне заболеваний, сопровождающихся синдромом артериальной гипертензии.

УМЕТЬ:

- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

предположить заболевание, которое сопровождается синдромом артериальной гипертензии;

- провести физикальное обследование больного (осмотр, измерение артериального давления, определение границ абсолютной и относительной сердечной тупости, аускультация сердца и сосудов) и выявить основные признаки симптоматической артериальной гипертензии;

- установить и обосновать клинический диагноз заболевания, сопровождающегося синдромом артериальной гипертензии;

- оценить данные лабораторных и инструментальных исследований;

- обосновать необходимость привлечения узких специалистов к обследования больного с АГ;

- составить план обследования заболевания, сопровождающегося синдромом артериальной гипертензии;

- оказать неотложную помощь при гипертонических кризах различного генеза.

ВЛАДЕТЬ:

- методами измерение артериального давления, определение границ абсолютной и относительной сердечной тупости, аускультация сердца и сосудов;

- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с симптоматической артериальной гипертензии;

- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);

- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при гипертоническом кризе.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики симптоматической артериальной гипертензии;

- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с артериальной гипертензией, с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;

- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления артериальной гипертензии, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

- способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;

- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.

- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики артериальной гипертензии; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;

- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;

- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- об артериальной гипертензии беременных;

- об артериальной гипертензии при сахарном диабете и метаболическом синдроме.

Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):

- нормальная анатомия: строение сердечно-сосудистой системы;

- нормальная физиология: механизмы регуляции АД;

- патологическая физиология: механизмы формирования АГ;

- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования сердечно-сосудистой системы;

- факультетская терапия: гипертоническая болезнь, гипертиреоз, надпочечниковая недостаточность.

Рекомендуемая литература:

основная:

1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 672 с.

2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 592 с.

3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 672 с.

4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 2. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.

5. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.1. - 960 с.:ил.

6. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.2. - 896 с.: ил.

7. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил.

8. Внутренние болезни: учебник. Стрюк Р.И., Маев И.В. 2-е изд., испр. и доп. 2013. - 544 с.: ил.

дополнительная:

1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / под ред. Л. И. Дворецкого. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 451 с.

2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с.:ил.

3. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям по госпитальной терапии: учебное пособие. Ананченко В.Г. и др. / Под ред. Л.И. Дворецкого. 2010. - 456 с.: ил.

4. Клинические разборы трудных и редких случаев внутренней патологии: практ. пособие / под ред. А. В. Клеменова, И. В. Долбина. – Нижний Новгород: изд-во НижГМА, 2011. – 188 с.

5. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, изд-во СтГМА, 2009. – 94 с.

6. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней: руководство. Томилов А.Ф. 2013 г. - 176 с.: ил.

7. Госпитальная терапия. Курс лекций: учебное пособие. Люсов В.А., Байкова О.А., Евсиков Е.М. и др. / Под ред. В.А. Люсова. 2010. - 480 с.: ил.

8. Руководство по кардиологии: Учебное пособие в 3 т. / под ред. Г.И. Сторожакова, А.А. Горбаченкова. – 2008-2009.

9. Боева, О. И. Симптоматические артериальные гипертензии: учебно-методическое пособие / О. И. Боева, Е. В.Щеглова. – Ставрополь: изд-во СтГМУ, 2013. – 73 с.

10. Эберт, Г.-Х. Простой анализ ЭКГ: интерпретации, дифференциальный диагноз / Г.-Х. Эберт; пер. с англ.; под ред. В.А. Кокорина. – М.: Логосфера, 2010. – 280 с.

11. Черкасова Н.А., Сергеева Е.В. / Под ред. Л.И. Дворецкого. Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке. Черкасова Н.А., Сергеева Е.В. / Под ред. Л.И. Дворцовского. 2009. – 48 с. (Серия «Актуальные вопросы медицины»).

12. Петрова В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике. Мастер – класс: учебник. Петрова В.И. 2011. – 380 с.: ил.

13. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Рыбас А.В. Неотложная помощь на догоспитальном этапе: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2015. – 70 с.

Методические рекомендации по выполнению программы занятия:

- ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;

- восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;

- проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);

- проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;

- выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).

Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса):

Симптоматические артериальные гипертензии (САГ, гипертония артериальная вторичная) — вторичные АГ, возникающие вследствие поражения органов и систем, регулирующих АД. Симптоматические (вторичные) АГ не являются самостоятельными заболеваниями. Их рассматривают лишь как одно из проявлений другой патологии.

Причины и механизмы симптоматических гипертензий либо известны, либо могут быть установлены. Устранение этиологического или ведущего патогенетического фактора часто приводит к нормализации либо к заметному понижению АД.

В основе классификации САГ лежит характер основного патологического процесса:

1. Нефрогенные (почечные) АГ:

i. Реноваскулярные (атеросклероз, дисплазии сосудов почек, васкулиты, тромбозы, аневризмы почечной артерии, опухоли, сдавливающие почечные сосуды)

ii. Ренопаренхиматозные (хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, амилоидоз, нефросклероз, гидронефроз, системная красная волчанка, поликистоз почек)

2. Гемодинамические (обусловленные поражением магистральных сосудов и сердца): аортосклероз, коарктация аорты, недостаточность аортального клапана, неспецифический аортоартериит.

3. Эндокринные

i. надпочечниковые (феохромоцитома, синдром Конна, гиперплазия коры надпочечников)

ii. тиреоидные (гипотиреоз, тиреотоксикоз) и паратиреоидные

iii. гипофизарные (акромегалия, болезнь Иценко-Кушинга)

iv. климактерическая

4. Нейрогенные (церебральные) АГ обусловлены заболеваниями и поражениями ЦНС: травмы, опухоли мозга, менингит, энцефалит, инсульт.

5. АГ на фоне приема лекарственных препаратов или экзогенных веществ (на фоне приёма минерало- и глюкокортикоидов, прогестерон- и эстрогенсодержащих контрацептивов, левотироксина, солей тяжелых металлов, нестероидных противовоспалительных средств, кокаина и др.)

Диагностика и обследование больных АГ производится в строгой последовательности в соответствии со следующими задачами:

1. Определение стабильности и степени повышения АД.

2. Исключение симптоматической АГ или идентификация ее формы.

3. Оценка общего сердечно-сосудистого риска: выявление других факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и клинических состояний, которые могут повлиять на прогноз и эффективность лечения, определение группы риска, диагностика поражения органов-мишеней и оценка их тяжести.

Таблица 1. Определение и классификация уровней АД

Категория АДс (мм рт. ст.) АДд (мм. рт. ст.)
Оптимальное <120 <80
Нормальное <130 <85
Высокое нормальное 130-139 85-89
АГ 1 степени 140-159 90-99
АГ 2 степени 160-179 100-109
АГ 3 степени і180 і110
Изолированная систолическая гипертензия і140 <90

Если значение АДс или АДд попадает в разные категории, то устанавливается более высокая категория.

Степень АГ устанавливается в случаях впервые диагностированной АГ и у пациентов, не получающих гипотензивные препараты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: