Поведение как предмет психологии

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

Внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Они интересны психологам, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния и содержание сознания, свойства личности.

В начале 20 века в психологии произошло очень важное, можно сказать, революционное событие, соизмеримое с началом новой, экспериментальной психологии В. Вундта. Американский психолог Дж. Уотсон в статье “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913) заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour — поведение). Уотсон понимал поведение как систему реакций и подчеркивал, что нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает в качестве единицы поведения знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция).

В качестве задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать о S.

Дж. Уотсон был убежден в том о, что бихевиористы смогут объяснить с помощью связки S—R все поведение человека и даже общества. Различие между поведением человека и животного он рассматривал только с точки зрения сложности.

Наиболее старым и универсальным законом поведения в рамках бихевиористической модели является «закон эффекта» Э.Торндайка (1898), заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. При изучении процессов социального научения, сложного человеческого поведения трудно «увидеть» непосредственное подкрепление. Особую роль здесь играют «обобщенные» подкрепители (например, деньги) или, более тонкие – человеческие взаимоотношения (внимание, уважение, одобрение других).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: