В основных направлениях современной психологии

Рассказ о поведенческом подходе и исследованиях необихевиористов, которым был закончен предыдущий параграф, является началом характеристики современного этапа развития психологической науки, для которого характерно разнообразие трактовок предмета и методов его изучения.

Одной из самых главных трудностей в психологической науке является то, что в научной психологии так и не сложилась единая общепринятая система знаний. В 20 веке психология распалась на ряд научных направлений, не выработав единой психологической концепции. Психологи разных школ и направлений не могут договориться друг с другом по поводу решения фундаментальных психологических проблем. Этот плюрализм подходов стал оцениваться с начала XX в. как кризис в психологии — и до сих пор психологическая наука не вышла из этого состояния (некоторые психологи считают, что это вообще невозможно). Как уже говорилось в первой главе, такая ситуация обусловлена спецификой психического и трудностями его изучения.

Поэтому одной из задач курса «Введение в психоло­гию» является знакомство с основными психологически­ми направлениями и концепциями (системами знаний) мировой Психологии, которые пользуются в настоящее время наибольшим влиянием и претендуют на универсальность. Несмотря на серьез­ные различия между этими концепциями, можно найти в них и существенное сходство — их создатели в той или иной степени стремятся именно к научному познанию психической реальности, о принципах которого также говорилось в первой главе настоящего пособия.

Некоторые подходы, активно развивающиеся и в наше время, стали оформляться в самостоятельные научные направления практически одновременно в начале 20 века. Характеристика современных научных направлений была начата здесь с бихевиоризма не из хронологических соображений, а потому, что этот подход возник на волне протеста против господствующей не одно столетие интроспективной психологии сознания и его представители отказались изучать то, что невозможно объективно зарегистрировать. Однако даже для представителей бихевиористического направления, как было показано выше, скоро стало очевидно, что нельзя изучать поведение и процессы научения человека, игнорируя его сознание. И в необихевиористических концепциях появился термин «осознание», а в классической схеме поведения между стимулом и реакцией возникло промежуточное звено, обозначавшее внутренние когнитивные процессы.

Следуя этой логике научной мысли, вернемся к понятию сознания с точки зрения современной психологии. В первой главе при характеристике структуры психики было дано определение сознания одного из выдающихся отечественных психологов 20 века А.Н.Леонтьева (1.3.3). Рекомендуем вернуться сейчас к этому материалу пособия для конкретизации современных представлений о сознании, которые возникли благодаря исследованиям представителей нескольких психологических направлений и школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: