Общество – сложное социальное образование, для описания которого имеются различные подходы.
· Формационный подход. Сформировался на основе линейного прогрессистского подхода к пониманию истории (Опираются на идею о том, что история поступательное, поэтапное, стадиальное, последовательное движение человечества в каком-то направлении.). Исторически первым подходом к процессам моделирования общества и процессов, в нем протекающих, появляется формационный подход. Формационный подход основывается на концепции общественно-экономической формации Маркса. Реализован в марксизме. Материалистическое понимание истории, ядро – теория общественно-экономических формаций. Все общество движется по определенным стадиям – формациям. Различия между народами носят исключительно стадиальный характер. История меняется по определенным законам, которые реализуются в сфере экономических отношений. В основе существования общества лежат отношения, складывающиеся в сфере производства материальных благ. Эти отношения определяются всю иерархию социальных отношений. Целостное обществосуществует на определенной стадии развития и состоит из базиса и надстройки, и называется общественно-экономической формацией. Базис – производственные отношения. Надстройка – все остальные отношения. Формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (нет частной собственности, нет классов, нет социальной несправедливости, есть свобода). Между этими стадиями происходят революции. Суть революций: сменив политическую надстройку, дать простор для развития новых производственных отношений. Зачем обществу меняться? Всегда есть противоречия. Базовое противоречие: противоречие между производственными силами (средства производства, люди) и производственными отношениями (распределение производства, обмен, потребление). Производственные отношения отстают от производственных сил.
|
|
Эта модель является линейной, прогрессистской, дает возможность предсказания, хороший методологический инструмент, дает возможность проследить, как экономические отношения влияют на развитие общества. Однако, она является результатом рефлексии над историей Европы, у нее есть конечная цель – коммунизм, что противоречит диалектическим взглядам.
· Цивилизационный подход. На основе нелинейного подхода к пониманию истории возникает цивилизационный подход. Он очень разнороден, так как нет единого определения цивилизации.
Изначально: Цивилизация=культура (французское просвещение)
Цивилизация – вершина развития общества (18 в., вершина - капитализм).
|
|
Цивилизация – период человеческой истории, следующий за периодами дикости и варварства (19 в.): есть парная семья, частная собственность, богатая культура.
Цивилизация – общество, не имеющее творческого потенциала (Шпенглер).
Цивилизация – - локально-культурная историческое образование, объединенное едиными духовными ценностями, единством политической жизни, экономической деятельности, языком, образом жизни, менталитетов, территорией.
50-70-е годы XX: Цивилизации как стадии, которые проходит общество (аграрное общества, индустриальное общество, постиндустриальное общество).
Цивилизационный подход:
ü Стадиально-цивилизационный (линейный);
ü Локально-цивилизационный (цивилизация – локальное-культурное сообщество людей);
ü Цивилизационно-культурный (основа для выделения цивилизации – характер определенной культуры).
В 20 веке приобрел распространение локально-цивилизационный подход.
ü 19 в. – Данилевский, концепция культурно-исторических типов. Выступает против идеи европоцентризма, которая искажает картину мира, уничтожает особенности развития народов. Консолидация славянства.
ü Шпенглер, концепция локальных культур. История как результат жизнедеятельности отдельных культур. Рождение, развитие, зрелость, старость, смерть. Зрелость – раскрытие души народа, стадия максимального творчества: зрелый язык, мораль. Цивилизация: разум доминирует над душой, доминирование науки, люди ориентированы на комфорт,, благополучие, жизнь замирает, движется к смерти.
ü Тойнби, Сорокин, концепция локальных цивилизаций. История – процесс возникновения и развития цивилизации. Любая соц. система подобна организму (стадии аналогичны).Типология цивилизаций. Типология – по географическому признаку, языку, традициям, духовным ценностям и в особенности религии, общности социально-экономической и социально-политической жизни, менталитет. В этом контексте появляются и исчезают цивилизации, вопрос об их взаимосвязи не ставится. Подчёркивается многообразие исторического процесса. У Тойнби механизмы развития цивилизации – Вызовы. Например: природные вызовы, столкновения цивилизаций, экологические вызовы, проблемы ресурсов. Ответ на вызов формируется творческим меньшинством. Цивилизация адекватно отвечает на внешние вызовы, идет развитие. Приход – возврат (жизнеспособность цифилизации зависит от молодых творческих- элит. Со временем элиты стареют, и если они не заменяются, цивилизация угасает.)
Преимущества цивилизационного подхода: экономический фактор не является основным для развития общества; самое важное – сохранение духовной культуры, духовного потенциала, право за народом развиваться в том направлении, в котором он выбрал -> много путей развития, многообразие истории, обмен между цивилизациями, не нацелена на формирование единой ценностной основы, но она формируется.
Отличие: понимание цивилизации как локального культурно-исторического образования.
Отношение между формационным и цивилизационным подходом: хотя вопрос открытый, можно утверждать, что дополнение. Более точно сказать, что формационный подход – это частный случай цивилизационного.