Лекция 2. Становление и развитие обучения истории в XVII - XVIII вв

Зарождение историко-методической науки относится к периоду появления в России первых сборников, содержащих исторические сведения. Это «Азбуковники» XV-XVII вв. и «Синопсис» («Образование») - учебное пособие, появившееся в Киеве в 1674 г. В нем опи­сываются военные действия, даются перечни имен русских князей, украинских гетманов.

Преподавание истории впервые началось в московской гимназии пастора Глюка(1705 г.), а затем в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721 г.). В московской гимназии Глюка дети бояр, служивого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня. В школе Прокоповича историю изучали дети «всякого звания». Государст­венное обучение истории ведется с 1726 г. когда при Петербургском университете было об­разована первая правительственная академическая гимназия.

Кто-то из гимназистов выбирал историю, а кто-то посещал уроки хронологии и ге­ральдики, введенные в качестве специальных дисциплин с 1747 г. Не существовало обяза­тельного полного систематического курса истории

В первой половине XVIII в. изучалось только всеобщая история, и преподавание вви­ду отсутствие учителей и учебников велось на иностранных языках. Первый перевод учеб­ника по всеобщей истории на русский язык относился к 1747 г. Это было «Введение в гене­ральную историю Гильома (Гильмара) Кураса». События излагались монографически, син­хронистически.

По совету В.Н. Татищева история как учебный предмет была введена в школу.

В XVIII в. в школах постепенно начала утверждаться русская история. Этому спо­собствовал обобщающий труд М.В. Ломоносова «Древняя Российская история». Первым школьным учебником по русской истории многие признают его «Краткий Российский ле­тописец с родословием» (1760 г.).

В 1783 г. в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки препода­вателей народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика преподавания истории. Особое место в преобразовании России XVIII в. занимает реформа 1786 г. по созданию народных училищ. В соответствии с уставом народных училищ 1786 г. в школах вводится классно урочная система преподавания, начинается использование доски и мела. Изменилось и ведение урока: - ученики попеременно читают по частям учебное по­собие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников показывать на карте места собы­тий, походов, переселений народов, или делать отметки в синхронистической таблице. Для ознакомительного сознательного усвоения и закрепления своих объяснений преподаватель предлагает ученикам вопросы, кратко повторяя всякий раз пройденного на предыдущем уроке. При этом учитель должен вовлечь в работу по возможности всех учащихся.

Ф.И. Янкович делил курс на основные части и на менее важные. Ф.И.Янкович требо­вал пересказа текста учебника своими словами, в определенной связи и с опорой на ланд­карты. В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича была напечатана настенная «Историческая карта Российской империи от эпохи Петра 1 до царствования Екатерины II

В 1799 г. летописец М.В. Ломоносова сменила «Краткая российская история, сочи­ненная для употребления в народных училищах» Тимофея Кириака.

В 70-е гг. XVIII в. отечественная история отделяется от всеобщей. С всеобщей исто­рии начиналось историческое образование и в последнем классе при повторении заверша­лось отечественной историей. Между курсами, отсутствовала какая-либо связь.

Несмотря на попытки внедрить новую методику преподавания истории, многое оста­лось от прежних времен: на уроке в лучшем случае проводилось объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: