Философии в Элладе
Отличие культурного всплеска в Элладе от стран Древнего Востока
связано с возникновением философии и науки – как основы последую-
щей, вплоть до современного состояния, европейской культуры и циви-
лизации. Динамизм, обретение на каждом этапе развития нового каче-
ства характерны для стран европейского региона.
Культурный переворот в странах Древнего Востока связан с фило-
софско-религиозно-нравственной сферой, как основой возникающего
традиционного общества, постоянно воспроизводящего себя. Традици-
онное общество противилось всему новому, подминало его, даже когда
Восток в XIX–XX веках был вовлечён в единый мировой процесс.
В странах Древнего Востока основной ценностью считалась вода.
Поселения возникали в долинах больших рек. Оракул Аммона в египет-
ских Фивах, по словам Геродота, установил, что египтянами считаются
все, пьющие _____нильскую воду. Ирригационные сооружения требовали ко-
ординированных действий, согласованности в работе больших коллекти-
|
|
вов. Объединение общин диктовалось условиями труда.
На базе орошения в долинах больших рек складывались деспотии.
Чиновничья верхушка, организующая труд общинников и сами общин-
ники, подчинялись деспоту. Способ принуждения – первобытный, есте-
ственный.
Деспот – отец, сверхогромной общины, где каждый зависит от це-
лого. Деспот мог казнить любого соотечественника. Высокопоставлен-
ные чиновники всегда чувствовали занесённый над ними «Дамоклов
меч». Сам деспот тоже жил по строгим предписаниям.
Например, в «Текстах пирамид», жёстко регламентировалось не толь-
ко как одеваться, какой ритуал соблюдать, но даже, что должен думать и
чувствовать фараон в определённых ситуациях. Письменность и знания
были прерогативой жрецов.
Культура носила эзотерический характер, то есть, была предназна-
чена только для посвященных. Духовные ценности на Востоке имели
надличностный характер. Необходимость растворения в универсуме
ощущалась и перед огромными храмами Индии, и пирамидами Египта.
Призыв к гармоническому слиянию с универсумом характерен для ин-
дийских и китайских учений – брахманизма, джайнизма, буддизма, дао-
сизма.
Акцентируется сближение человека с природой, соединение с ней в
единое, общее, цельное, что характерно для искусства и всего строя жиз-
ни восточных деспотий. Отсюда традиции психофизической самокульти-
вации, приобщающей к растворению в универсуме.
Г.В.Ф. Гегель (1770–1831), развивая идею о прогрессе свободы в ис-
тории, писал, что на Древнем Востоке свобода персонифицировалась в
лице деспота, остальные не были свободны. Но и деспот, как сказано
|
|
выше, по сути, свободы не имел. Отсутствие свободы и личностности не
воспринималось трагично, Восток не утратил их, сожалеть было не о чем.
Натуральный, естественный порядок жизнеустройства делал традицион-
ное общество весьма эффективным в культурном, экономическом, соци-
альном и политическом отношениях.
Эллада в географическом, экономическом, политическом и культур-
ном отношениях отличалась от стран Древнего Востока. Главной хозяй-
ственной ценностью Эллады была земля. Пелопонесский полуостров го-
рист, неудобен для орошаемого земледелия. В направлении Малой Азии
имеется много островов, что даёт возможность эллинам успешно зани-
маться мореходством, торговлей, создавать поселения на побережьях
Средиземного и сопредельных морей, особенно в период Великой Грече-
ской колонизации (VIII–VI вв. до н.э.).
Полисная система (полис – город-государство – с населением от 300 до
500тысяч человек) давала возможность и автономного существования, и
организации временных союзов, особенно во времена военной опасности.
Граждане полиса, свободные общинники, не могли, напр., в Афинах,
попасть в долговое рабство, этому способствовали законы Солона и Кли-
сфена. Личная и политическая свобода граждан ценилась очень высоко.
Эллины ощущали своё единство благодаря общению и языку (форми-
руется даже наддиалектный язык «койне»). Кроме того, эпическая память
формировала будущее эллинство, создавая для него общее прошлое, ко-
торым не обладала ни одна из составлявших его общин. Гора Олимп,
возвышалась не только над фессалийскими долинами, но и над всей Эл-
ладой.
Попытайтесь на семинарах по первой теме ответить на вопросы:
1. Какие характеристики географической, экономической, политиче-
ской, религиозной, культурно-художественной жизни Эллады отличают
её от стран Древнего Востока?
2. Суть и проявления агонального характера античной культуры.
(См.: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до
н.э. и статью Ахутина А.В. Эпический исход).
3. В какой мере и как перемены социокультурной жизни сказались на
философии в Элладе?
4. Какие известны Вам исследования XIX и ХХ вв. о философии в Эл-
ладе?
5. Как бы Вы охарактеризовали соотношения философии и философ-
ствования; философской системы и философемы; философской катего-
рии, философемы и мифологемы?
6. Какие методологические установки исследования философии Вам
известны?