Это сочинение кардинала близко по духу и стилю к его «Политическому завещанию».
Полагать, что, будучи сыном или братом короля или принцем крови, можно безнаказанно производить смуты в королевстве, это значит обманывать себя. Гораздо разумнее позаботиться об укреплении государства и королевской власти, чем обращать внимание на их положение… Сыновья, братья и другие родственники королей так же подчинены законам, как и другие, а в особенности, когда идет дело об оскорблении его величества.
Эдикт против дуэлей (1626 г.)
Запрещение дворянских поединков - одно из типичных мероприятий Ришелье. Эдикты, со времен древнего Рима являвшиеся в западноевропейских государствах указами высших властей, в период абсолютизма стали законами, не нуждавшимися в подтверждении со стороны сословно-представительных учреждений.
Так как нет ничего, что нарушало бы более святотатственным образом божеский закон, чем необузданная страсть к дуэлям, и нет ничего вреднее для сохранения и увеличения нашего государства, так как благодаря этому исступлению погибает большое количество нашего дворянства, которое является одним из устоев государства, то мы до сих пор изыскивали все возможные для нас средства, чтобы прекратить это угрозой суровых кар и примерных наказаний, налагаемых за это преступление нашими предыдущими эдиктами; но так как качество названных наказаний таково, что некоторые из имеющих честь быть нашими приближенными часто осмеливались докучать нам своими просьбами о смягчении их строгости в различных случаях, благодаря чему виновные, которые в силу жалости и снисхождения получили наши грамоты о помиловании, остаются, вопреки нашему намерению, совершенно безнаказанными…
|
|
Хрестоматия по истории средних веков/
под ред. Н.П. Грацианского, С.Д.
Сказкина. – М., 1950. – Т. III. – С. 182-184.
РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ
«Саксонское зерцало» (ХIII в.)
«Саксонское зерцало» — это сборник германских феодальных законов Он был составлен между 1224 и 1230 гг. магдебургским судебным заседателем (шеффеном) Эйке фон Репговом. «Саксонское зерцало» довольно подробно описывает сложившуюся к началу ХIII в. в германском обществе сословную структуру, имущественные отношения, основы уголовного права и судопроизводства.
Статья 63
§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал. Отказаться далее от поединка можно, если вызов последовал после полудня, разве только вызов был начат раньше. Судья должен позаботиться о щите и мече для того, кого обвиняют, если он в том нуждается. Далее кто-либо может воспрепятствовать поединку между его родственниками, если они оба являются его родственниками, и если он может присягнуть на реликвии в том, что они близкие родственники, что они по закону не могут друг с другом сражаться.
|
|
§ 4. Судья должен дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю. Кожаной и полотняной одежды они могут надеть столько, сколько они хотят. Голова и ноги спереди должны быть обнажены, а на руках они могут иметь лишь тонкие перчатки, обнаженный меч в руках и один подпоясанный или два - это предоставляется их свободному выбору; круглый щит в другой руке, на котором допускается только дерево и кожа, кроме оковки, которая может быть из железа; кафтан без рукавов поверх нижней одежды. Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать человека, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку; то же (должен сделать), если один из них будет ранен или будет просить о палке, - этого он не может сделать, если он не имеет разрешения от судьи. После того как на поле установлен мир, они должны по закону испросить поле, которое судья им должен предоставить. Они должны снять с ножен наконечники, ибо они имеют разрешение от судьи. Оба они должны вооруженными предстать перед судьею и присягнуть; один - что обвинение, которое он предъявил ответчику, правильное, и другой - что он невиновен, что бог ему поможет в их поединке. Когда они впервые сходятся, к солнцу они должны быть поставлены в равном положении. Если будет побежден тот, против кого жалуются, то его будут судить, если же он победит, то его освобождают от штрафа и возмещения.