Поэтому, о Бхарата, разбей мечом гьяны сомнение, что родилось в твоем сердце из невежества; встань на путь нишкама-карма-йоги и приготовься к сражению

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Систему йоги, изложенную в данной главе, называют санатана-йогой, или вечной деятельностью каждого живого существа. Эта йога предусматривает совершение двух видов жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о душе /о своей истинной сущности/, что является абсолютно духовной деятельностью. Если принесение в жертву материальной собственности не связано с процессом духовного самоосознания, такие жертвоприношения становятся материальной деятельностью. Однако тот, кто жертвует материальной собственностью для того, чтобы достичь духовного совершенства, то есть подняться на уровень преданного служения /в процессе преданного служения Господу/, приносит истинную жертву. Духовная деятельность также может быть разделена на два вида: осознание своей собственной сущности (своей истинной природы /своего изначального положения/) и постижение Верховной Личности Бога. Тот, кто следует путем, указанным в Бхагавад-гите как она есть /неуклонно следует путем, указанным в Бхагавад-гите/, легко овладевает этими двумя главными разделами духовного знания. Он без труда осознает, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа. Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь трансцендентные деяния Господа. В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказывал о Своих трансцендентных деяниях. Человек, который не понимает смысла наставлений Гиты, является безбожником, злоупотребляющим частичной независимостью, которой наделил его Верховный Господь. А тот, кто выслушав эти наставления, так и не сумел постичь истинной природы Господа, вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, попросту безнадежный глупец /не кто иной как/. Освободиться из плена неведения можно постепенно принимая принципы сознания Кришны /и следуя им/. Пробуждению сознания Кришны способствуют различные виды жертвоприношений полубогам и Верховному Брахману, жертвоприношения, совершаемые теми, кто хранит обет безбрачия и теми, кто ведет семейную жизнь, жертвоприношения, связанные с обузданием чувств, занятиями мистической йогой и совершением аскез, а также принесение в жертву материальной собственности, изучение Вед и деятельность в рамках социальной системы варнашрама-дхарма. Все эти виды деятельности относятся к категории жертвоприношений и регулируются предписаниями шастр. Но во всех этих видах деятельности главным /определяющим/ фактором является достижение духовного самоосознания. Тот, кто стремится к этой цели, действительно следует указаниям Бхагавад-гиты, а тот, кто сомневается в авторитете Кришны, падает и возвращается к материальной деятельности. Поэтому Господь рекомендует нам изучать Бхагавад-гиту или любое другое священное писание под руководством истинного духовного учителя, став его покорным слугой. Истинный духовный учитель является вечным звеном в цепи ученической преемственности и ни на шаг не отступает от указаний Верховного Господа. Много миллионов лет назад Господь передал наставления Бхагавад-гиты богу солнца, от которого они пришли на землю. Поэтому каждый из нас должен следовать по пути, указанному в Бхагавад-гите и остерегаться тех, кто, стремясь к самовозвеличиванию, уводит людей и истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является верховной личностью, и Его деяния обладают трансцендентной природой /все Его деяния трансцендентны/. Тот, кто постиг эту истину, становится освобожденной личностью, даже если он только приступил к изучению Бхагавадгиты.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четвертой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Трансцендентное знание".

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Этой шлокой, что начинается словами тасмад аджнана, Шри Бхагаван завершает данную главу. Слова хрит-стха связаны с уничтожением сомнений, коренящихся в сердце (чхиттва). Слово йога указывает на нишкама-карма-йогу, а атиштха означает "приготовься сражаться". В этой главе говорится о величии гьяны -лучшего из методов обретения мукти, а нишкама-карма - это единственный способ обрести гьяну. Такова суть четвертой главы "Гиты".

Так заканчивается Бхаванувада Сарартхи-Варшини Тики Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Четвертой главе "Шримад Бхагавад-гиты", дарующей радость бхактам и признанной всеми святыми.

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: "В этой главе даются наставления, касающиеся двух видов санатана-йоги (вечной йоги). Превый из них - это джада-дравья майя-вибхага: формальные ритуалы, или жертвование материальными достояниями. Второй - атма-йатхатма-рупа-чинмайя-вибхага: знание о своем "я" и о Бхагаване. Если, совершая джада-дравья майя-вибхагу, человек не преследует духовных целей, она превращается в обыкновенную карму. Людей, поглощенных этим видом деятельности, называют карма-джада - увлеченными мирским наслаждением. Если же человек совершает джада-карму (религиозные оброяды) только ради духовного продвижения, его именуют юктой - правильно настроенным. Глубже поразмыслив над природой духовной деятельности, можно заметить, что в ней существует две сферы (что она основана на двух сферах знания): (на знании) знание джива-таттвы и знание(-и) бхагават-таттвы. Только тот, кто на своем опыте осознал бхагават-таттву, постигает суть атма-ятхатмы (науки об истинной природе души), состоящей в вечном служении Шри Кришне. Это осознание становится совершенным, когда человек постигает природу божественного рождения и деяний Бхагавана, а также отношения дживы с Ним. Об этом говорится в начале главы. Бхагаван Сам является первым учителем нитья-дхармы. Когда джива, злоупотребив свободой выбора, попадает во власть материального сознания (джады), Бхагаван нисходит в этот мир с помощью Своей чит-шакти, дает ей наставления в божественной таттве и тем самым делает дживу достойной участвовать в Его лиле.

Кришна говорит: 'Те, кто заявляет, будто тело Бхагавана, Его рождение и игры суть порождения майи, в высшей степени глупы. Человек получает право придти ко Мне в зависимости от уровня чистоты (знания Моей таттвы), с которой он Мне поклоняется'. Все поступки карма-йогов носят название ягьи. В этом мире есть множество видов ягьи - дайва-ягья, брахмачарья-ягья, грихамедха-ягья, самьяма-ягья, аштанга-йога-ягья, тапо-ягья, дравья-ягья, свадхьяя-ягья, варнашрама-ягья - и все они входят в понятие кармы.

Единственной ценностью, ради которой следует совершать эти ягьи, является составляющая сознания - атма-ятхатма, или знание об истинной природе души. Сомнение - величайший враг этого знания (таттва-гьяны). Если человек наделен шраддхой и получает наставления от того, кто знает эту таттву (таттва-вит), он постигает себя и избавляется от всех сомнений. Покуда в человеке есть склонность соприкасаться с материальным миром, ему надлежит заниматься нишкама-карма-йогой, чтобы с ее помощью постичь истинную природу атмы".

Так заканчивается Сарартха-Варшини Пракашика-Вритти Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджи к Четвертой главе "Шримад Бхагавад-гиты".

Компиляция текстов: Джая Шри д.д.

Форматирование: Ананга Мохан д.

Редакция и рисунок: Ари Мардан д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: