Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2. 1. Психологическийкабинет

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Дан­ные правила в равной степени приняты как при первичном форми­ровании психологической службы, так и в текущем ее функциони­ровании. Они связаны с понятием «профессиональная компетент­ность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.

Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности прак­тического психолога.

Рассмотрим последовательно группы требований применитель­но к конкретным условиям детского дошкольного учреждения. (Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения.)

В качестве психологического кабинета может быть использова­на небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон со­здает эффект отгороженности от реального пространства, изолиро­ванности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо воз­буждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в сто­роне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, ад­министративного и медицинского блоков, а также от залов для му­зыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно доба­вить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету ро­дителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отноше­нию ко всем групповым помещениям.

Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических про­никновении в условиях детского дошкольного учреждения до­стичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет сниже­ние общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.

Нельзя приветствовать широкую практику организации пси­хологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же не­удачного расположения является деление методического либо ло­гопедического кабинетов на два профессиональных пространст­ва, так называемые уголки психолога. Данные способы организа­ции психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприя­тий, так как изначально закладывают в них высокий процент по­грешности.

Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть?

Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подав­ляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к поме­щению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендует­ся. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно (Живые существа в коррекционных программах используют дозированно, при отсутствии у ребенка аллергических реакций.)

Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на ре­зультатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий ка­бинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения.

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» мес­том психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «ра­бочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактичес­кой, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-иг­ровой деятельности. В перечень оборудования данного пространст­ва включены:

Мебель и оборудование   Детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогаба­ритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1—2 подушки непра­вильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией за­писи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными му­зыкальными произведениями, вводными вербальными уста­новками для релаксационной и игровой деятельности
Стимульный материал   Стимульный материал к диагностико-коррекционным методи­кам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией
Технический материал   Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, ак­варельные краски, альбомные листы различного формата
Вспомогательный материал   Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Не­сколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парик­махерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-за­местителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). Про­стые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифферен­циации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятелъностей психо­лога.

Мебель и оборудование Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)
Технический мате­риал Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспече­ния компьютера
Вспомогательный материал Нормативная документация. Специальная документация. Ор­ганизационно-методическая документация. Литература и пе­риодические печатные издания по повышению научно-теоре­тического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате коррекционно-диагностической деятельности

Безусловно, трудности финансового и материально-техническо­го обеспечения большинства дошкольных учреждений государст­венного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологи­ческой службы достаточно реальна.

2.2. Психологический инструментарий

При использовании термина «психологический инструмента­рий» в широком смысле понимается система методов и техноло­гий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходи­мых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое вза­имодействие с практическим психологом и его результативного осу­ществления.

Остановимся на классификации психологического инструмента­рия, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровож­дать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляет­ся в соответствии с видовой принадлежностью.

Классификация психологического инструментария

Специфический инструментарий Неспецифический инструментарий
Стимульный материал * Интерпретацион­ные средства Технический материал Вспомогательные средства
Набор по типу «Коробочка форм»   Объемные геомет­рические фигуры (куб, призма, ци­линдр, шар, конус)     Складывающиеся пирамидки   Разъемная матрешка     3—4 набора после­довательностей сю-­ жетных картинок   Наборы карточек, объединенных за­- данным признаком (групповым и др.)   Печатный материал со схемами, мат­рицами, контурны­ми и образными изображениями   Набор плоскост­ных геометричес­ких фигур различ­ной формы, цвета и размера Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода ко­личественных дан­ных в качествен­ные характерис­тики   Компьютерные программы по соотнесению, сравне­нию и интерпретации данных, полученных в результа­те психологического взаимодействия   Цветные каранда­ши, фломастеры, акварельные крас­ки, альбомные лис­ты разного форма­та, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1)     Дискеты и CD-дис­ки с воспроизведе­- нием музыкального и вербального со­провождения кор-рекционно-диагностической дея­тельности   Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями   Некоторые виды наборов для конструирования и моде­лирования   Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1)  

В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для неко­торых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка», «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологии. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплек­сом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его про­фессиональной компетенции. Так, практический психолог, рабо­тающий только в русле деятельностного подхода, оперирует мето­диками, концептуальной основой которых является развитие веду­щих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означа­ет, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное реше­ние поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности кон­струирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельнос­ти которого является психодинамический подход, оснащен инстру­ментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением – САТ, размытыми цветными пятнами Роршаха, установками изображения – «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного».

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцепту­альном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической про­блемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в ра­боте практического психолога обязывает его к подготовке соответ­ствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологичес­кому инструментарию (Данные требования относятся к специфическому виду психологического ин­струментария.)

Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответ­ствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (ав­торском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному мате­риалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометричес­кие фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (крас­ный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предме­ту и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «дора­ботаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответство­вать авторской (оригинальной) методике, носить те же количест­венные и качественные значения.

Далее — требование комплектации. Оно относится к необходимос­ти комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инстру­ментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсут­ствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках де­лает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть оп­ределен как монофункциональный. Это означает невозможность ис­пользования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное ис­пользование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотно­сить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявля­емыми к его подбору и комплектации.

2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформле­ние разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.

Комплект (пакет) документации практического психолога дет­ского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация — это тип документации, представ­ляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

Закон Российской Федерации об образовании.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Положение о психологической службе в системе образования.

Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

Положение об аттестации психолога образования с соответству­ющим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессио­нальной деятельности психолога и подлежит своевременной заме­не при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста на основе договора или контрак­та психолог и администрация детского учреждения оговаривают во­просы функционала, временного графика и заработной платы от­дельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: