Руководство для принятия этических решений

Социальные работники не должны думать, что принятие этических решений - это простой процесс. Необходимо постоянное обучение этому процессу. Ранее мы рассматривали этику с точки зрения общепринятых норм, а также основные положения профессиональной этики, этические дилеммы и принципы, на которых должен основываться социальный работник при принятии решений в затруднительных ситуациях. В этой части мы постараемся показать различные варианты, которые помогают при принятии этических решений на практике. Это не универсальные формулы, однако подобная информация может помочь социальному работнику найти верный путь. При этом важно помнить, что принятие этических решений в социальной работе всегда тесно связано с профессиональными ценностями. Те, в свою очередь, отвечают демократическим ценностям общества, в которых заложено уважение личности, право каждого индивида на максимальное использование своего потенциала, а также разумное сочетание возможностей и ответственности каждого и общества в целом. Это, в свою очередь, является одной из дилемм социальной работы.

Здесь предлагаются несколько шагов, которые будут способствовать усилению способности профессионалов в принятии этических решений. Тем не менее, заметим, что, даже полностью поддерживая и следуя принципам профессиональной этики, на практике нет правил, которые бы отвечали на все вопросы и во всех ситуациях. Например, плохо врать, но, если вы живете в нацистской Германии и гестапо стучит в вашу дверь и ищет евреев, а вы скрываете человека с еврейской национальностью, то в данной ситуации этичнее и гуманнее будет сказать неправду. Но это не позволяет отказаться от такой ценности, как правдивость.

Примерная модель принятия этических решений состоит из следующих шагов:

1) Определение собственно ценности (идеальной ценности);

2) Определение социальной (общественной) ценности;

3) Вовлечение клиента в процесс принятия решения;

4) Использование всех возможных механизмов.

Эта модель, кажущаяся простой, должна быть объяснена более подробно, чтобы избежать возможных «ловушек», подстерегающих социальных работников на практике. Кодекс этики при этом является одним из четких профессиональных механизмов, остальные механизмы нуждаются в развитии.

1) Определение собственно ценности (идеальной ценности):

«Ты должен быть правдивым. Ты не можешь обманывать другого человека» - этот совет может помочь социальному работнику на практике. Но быть правдивым - это значит быть уверенным в этой правде. Например, все люди уважают и ценят равенство и против любой дискриминации и эксплуатации по расовому, этническому, сексуальному, политическому, религиозному, социальному и экономическим признакам. Но как на деле осуществить это равенство? Это относится ко всем живым существам или только к человеку? И те, кто отстаивают преимущество аборта, должны прояснить, что же они защищают? Когда аборты позволительны? Если имеет силу утверждение, что аборт разрешен, начиная с двух месяцев (вплоть до шести), то это как бы подразумевает и допускает убийство дефективного младенца. Эти вопросы поднимаются для того, чтобы социальные работники определили свои ценности, если они хотят быть правдивыми перед собой.

Дилемма возникает всякий раз, когда специалист придерживается двух ценностей, противоречащих друг другу. Например, придерживается мнения о том, что женщина имеет право решать, сохранить или нет ей беременность, и обязан на практике соблюдать и придерживаться политики агентства, которое против абортов.

2) Определение социальной (общественной) ценности:

В обществе постоянно происходят изменения ценностей. Например, то, что ценилось во времена наших прабабушек и прадедушек, сегодня кажется комичным или непонятным. Большинство фундаментальных изменений происходит в области уважения прав человека и равенства. Не так давно было доказано, что не все люди имеют равные права. Например, старики, дети, женщины, негры. До тех пор пока расизм и сексизм были и будут в обществе, соблюдение и уважение прав человека нельзя считать полными. Таким образом, этическое поведение - это необходимая часть профессиональных знаний социального работника. Этические дилеммы социальной работы возникают тогда, когда общественные ценности не работают. Например, должен ли социальный работник, который практикует в обществе с тоталитарным режимом, принимать ценности этого общества, такие как подавление любых политических движений, или же социальный работник должен соблюдать высшие, универсальные ценности?

3) Вовлечение клиента в процесс принятия решения:

Первые два шага связаны скорее с определением, пониманием и знаниями. Но какова при этом роль клиента? Проблемы, связанные с этическими вопросами, чаще всего ограничивают деятельность социального работника и самого клиента. Подобные ограничения могут быть вызваны возрастом клиента, дееспособностью. Насколько действенным может быть «принятое клиентом решение», если оно противоречит профессиональной этике?

Например: Нурия Х. - социальный работник службы семейного консультирования. Она назначена консультантом Тамары – русской клиентки. Во время занятий с социальным работником Тамара попросила назначить ей другого (русского) социального работника, так как она чувствует себя не комфортно, обсуждая свои проблемы с казахской женщиной.

В этом случае клиент просит предоставить специалиста из своей этнической группы. Другие клиенты могут затребовать социального работника-мужчину, гомосексуала, итальянца, демократа и т.п. Так насколько возможно соглашаться или не соглашаться с желаниями клиента? А что, если знания и опыт «нежелаемого социального работника» эффективны и наиболее профессиональны?

Усиление роли клиента. Некоторые клиенты нуждаются в дополнительной помощи и знаниях, для того чтобы участвовать в принятии решения. Одной из эффективных и полезных техник (методик) является вовлечение клиента в процесс работы. Подобное усиление роли клиента определяется как процесс, который помогает человеку развивать опыт межличностного общения. Таким образом, человек может адекватно участвовать в освоении новых социальных ролей, а также помогает человеку контролировать свою жизнь. Человек, который чувствует свою силу и уверенность, способен к положительным изменениям в своей жизни.

А) Михаил Л. недавно обратился за помощью для своей жены в социальную службу. По словам Михаила, у его жены большие проблемы. Из разговора выяснилось, что его жена прошла через войну в Чечне, в которой она потеряла всех своих родных и близких. Выйдя замуж за Михаила Л., она приехала в Россию. Однако до сих пор женщина боится звука самолета, боится шума больших машин. Ей это напоминает войну.

Б) Григорий - молодой человек 22 лет. Он сменил много рабочих мест после окончания университета, но так нигде более трех месяцев и не задерживался. Он объясняет это тем, что молодых людей без опыта работы всегда увольняют первыми. Уже более года Григорий ищет работу. Молодой человек зол и расстроен, он чувствует себя разбитым и не видит будущего для себя. В конце концов он собрался выброситься из окна.

Эти две ситуации, на первый взгляд, различны: жена Михаила - 50-летняя женщина; Григорий – молодой человек. Но оба чувствуют отчужденность, ненужность, бессилие. Социальные работники обнаружили сложности с вовлечением этих людей в процесс работы - положительные изменения невозможны без давления на клиента.

При вовлечении клиента в процесс принятия решения необходимо строить отношения на основе «заключения договора» между специалистом и клиентом о согласии на дальнейшие действия. В этом договоре оговариваются рамки, в которых будет вестись работа, правила, задачи и достигнутый результат. Такой договор помогает социальному работнику избежать некоторых этических проблем в работе.

Проиллюстрируем вышесказанное следующей ситуацией:

Ирина Т. обратилась в областной центр семейной терапии, так как у нее возникли проблемы с 12-летней дочерью Светой. Света не слушает мать, оскорбляет родителей, допоздна гуляет со своими друзьями, не следит за своей одеждой. Людмила М. – социальный работник, в процессе работы сделала заключение, что 1) проблемы со Светой – нормальные проблемы для девочек ее возраста; 2) эти проблемы появились в результате серьезных конфликтов между матерью и дочерью. Прежде чем продолжить работу, социальный работник, в разговоре с матерью девочки, предположил, что большая часть проблем вызвана взаимоотношениями в семье (требуется вмешательство и работа со всеми членами семьи). Это предположение вызвало негативную реакцию со стороны Ирины Т. Решение продолжать или нет дальнейшую работу зависело от клиента (Ирины Т.). Клиент настаивал на том, что необходима помощь лишь в разрешении проблем, связанных со Светой.

Данная ситуация показывает, что социальный работник не освобождается от принятия решения, однако должен правильно оценивать ситуацию и высказывать свое профессиональное мнение.

Вовлечение клиента в процесс принятия решения, усиление его роли и получение его согласия не те или иные действия показывает, что на социального работника возлагается основная часть ответственности. И то, какие взаимоотношения будут складываться, также зависит от профессионала.

4) Использование всех возможных механизмов

Одним из таких механизмов является обсуждение этических проблем с коллегами в официальной обстановке (тренинги, конференции, собрания, заседания), где фокусируется внимание на профессиональных принципах и ценностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: