После ликвидации оппозиции власть РКП(б), а позднее - ВКП(б) становится бесконтрольной, после 1921 года деятельность всяких фракций внутри партии была категорически запрещена. Партийная власть быстрыми темпами сращивалась с властью государственного аппарата, руководители партии одновременно занимали и руководящие должности в государственном аппарате. Складывающаяся административно-командная система привела к тому, что государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался именно в этот исторический период привилегированный слой буржуазии, которая занимала видные места во всех государственных, партийных и советских органах. С конца 20-х годов регулярно стали проводиться партийные чистки, исключались классово чуждые, двурушнические и враждебные элементы, а также карьеристы, морально разложившиеся и политически неграмотные члены партии.
К 1934 г. значительно усилились репрессивные меры, была завершена коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливалась уголовная ответственность для семей репрессированных и ряд других жестких мер. После убийства Кирова в декабре 1934 г. были проведены многочисленные аресты членов оппозиции, а в 1935 г. сторонниками Сталина были заняты все ключевые посты в государстве и стали проводить планомерные чистки в госаппарате.
Характерным признаком советской политико-государственной системы до середины 50-х годов стал установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно и главой государства.
В стране с 1929 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства, управление коллективными хозяйствами осуществлял Колхозцентр, который с массовостью коллективизации был наделен дополнительными полномочиями. Заготовительная кампания в сельском хозяйстве к осени 1929 г. приняла насильственный принудительный характер, полностью были сломлены все рыночные механизмы. Ноябрьский пленум ЦК поставил вопрос о минимальных сроках коллективизации, в связи с чем уже в начале 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график проведения в стране коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна быть завершена на Северном Кавказе, а также Нижнем и Среднем Поволжье. Уже в этом же году, в декабре специальная комиссия разработала глобальную программу борьбы с кулачеством. В состав кулачества были включены следующие категории крестьян:
1)кулаки, которые занимались контрреволюционной деятельностью,
2)кулаки, не оказывающие активного сопротивления советской власти,
3)кулаки, признанные лояльными к советской власти.
Представители кулачества первой и второй категории подвергались арестам и высылке в Сибирь или Казахстан, их имущество подлежало конфискации в доход государства. Кулаки, лояльно относящиеся к власти, подвергались принудительному переселению на необработанные земли, но в пределах областей своего прежнего проживания. Списки раскулаченных крестьян составлялись при активном содействии деревенских активистов и бедноты.
Данная политика привела к снижению поступления зерновых из деревни государству, а потому в конце 1931 года в деревню направляется очередной контингент уполномоченных для оказания помощи местным властям. В августе 1932 г. принимается закон, сурово карающий за мелкие хищения колхозной собственности. Одновременно начались аресты и очередная чистка государственного аппарата. Созданные продотряды направлялись в деревни и проводили карательные мероприятия, связанные с реквизицией. Ситуация резко усугубилась массовым голодом в некоторых районах страны.
Местные советы были наделены рядом больших полномочий, в число которых входили право созывать или разрешать сельские сходы, определять повестку дня и контролировать их деятельность. Однако после завершения сплошной коллективизации сельские сходы перестали созывать вообще.
В 1934 г., согласно постановления СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, невыполнение данного предписания грозило имущественными и уголовными санкциями. Государство контролировало и размер посевных площадей и урожаев. В том же 1934 г. были установлены ставки денежного обложения крестьян-единоличников, и был увеличен размер налога. В 1935 г. сплошная коллективизация была полностью завершена, частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно ликвидирован.
В мае 1929 Пятый съезд Советов СССР принял первый пятилетний план. Именно с этого времени начинается изгнание старых специалистов из промышленности, на руководящие посты стали выдвигать рабочих. С сентября 1932 г. вводятся трудовые книжки, в которых были зафиксированы все предыдущие места работы, их предъявление было обязательным элементом устройства на работу. Для уменьшения текучести кадров была введена прописка. Меры воздействия за неявку на работу были очень суровыми — немедленное увольнение с работы, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Уже в начале 1933 г. рыночную экономику заменила административно-командная система.
Планированию уделяется огромное внимание, в 1929 г. был принят первый перспективный пятилетний план развития, носивший характер директивы.
Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к серьезным преобразованиям кредитной системы, в мае 1927 г. были закрыты все частные кредитные организации, в связи с выявлением в их деятельности спекулятивных тенденций. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. Госбанк превратился в единственного распределителя кредитов, которые стали выдаваться по целевому назначению исключительно для хозяйственных целей. Перераспределение кредитов между предприятиями тоже должно было осуществляться в строгом соответствии с указаниями Госбанка.
Централизация кредитной системы проходила одновременно с централизацией системы управления промышленностью.
Основным итогом формирования командно-административной системы явилось установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования.
В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, на которую возлагались обязанности по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, а также законностью действий органов милиции, ОГПУ, по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.
В августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором была закреплена унифицированная судебная система. Первой инстанцией, согласно закону, являлся народный суд, второй инстанцией выступал краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики. Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Были сохранены и специальные суды, к которым относились военные трибуналы, линейные суда железнодорожного и водного транспорта.
В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, таким образом, органы охраны общественного порядка были включены в систему органов государственной безопасности, а ОГПУ продолжало действовать как управление при СНК. Дополнительно в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, поэтому исполнительские функции управления дополнялись судебными.
Началась эпоха показательных процессов, ответственность по этим делам, кроме обвиняемых, возлагалась на членов их семей, обвинявшихся в недоносительстве. Все политические процессы носили ярко выраженный политический характер, доказательствами по такой категории служили материалы следственных органов, полученные в нарушение требований УПК, а также кампании давления в виде митингов и решения партийных органов.
В июле 1934 г. был принят закон, устанавливающий ответственность за измену Родине, соответственно и для членов семьи обвиняемого. Именно такая норма широко использовалась в показательных процессах 30-х годов. На первом таком процессе устанавливалась наличие оппозиционного блока, направленного на совершение террористического заговора. Второй судебный процесс в большей части, констатировал факты масштабного саботажа в народном хозяйстве всей страны. Волна репрессий прокатилась по всем союзным республикам.
В конце 20-х, начале 30-х годов сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и своих идеологов. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой изменений в Конституции, которая была принята в 1936 г. Политическую основу СССР, согласно Конституции составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Социалистическая система хозяйствования составляла экономическую основу СССР. Социалистическая собственность выступила в двух формах: государственной и кооперативной. Труд рассматривался как обязанность каждого члена общества.
Государственное устройство страны определялось как федеративное объединение республик, исчерпывающим перечнем прав федеративных органов. Конституция определяла и единое гражданство. Кроме того, глава 9 Конституции была посвящена ряду изменений в избирательной системе, было закреплено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста.
На основе новой Конституции в предвоенный период была проведена существенная перестройка государственного аппарата. В феврале 1941 г. объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ). Совершенно очевидно, что вся политика государства в предвоенный период с включением и репрессивных мер, была направлена на централизацию и усиление госаппарата, за которым сразу же стоял аппарат ВКП(б). Уже в марте 1937 г. был введен институт военных комиссаров, который просуществовал до 1940 г., а затем на их место была введена должность заместителей командиров по политической части. Единоначалие оставалось за командиром, а идеологический и политический контроль — у замполитов.
1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», который распространялся на всех граждан государства. По этому закону были увеличены сроки военной службы, был снижен призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. С февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил принимал присягу. В 1940 г. был принят новый Дисциплинарный устав, повышающий уголовную ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
В июне 1941 г. до начала войны за неделю Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. После начала войны началась эвакуация предприятий в восточные районы страны, для этой цели был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. А в октябре 1941 г. образовался Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности.
В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на территориях, оккупированных противником. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего был образован Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.
Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро и Наркомата обороны. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.
В области военной юстиции при армиях образовывались трибуналы, которые действовали в составе трех постоянных членов, а позднее в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения в трибуналах уголовных дел были очень короткими, вынесенные приговоры не подлежали кассационному обжалования, могли пересматриваться только в порядке надзора, сами дела слушались при закрытых дверях. Командующие армиями и округами, военные Советы имели право приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры приводились в исполнение немедленно после их провозглашения. Военные власти были наделены компетенцией самим определять компетенцию и подсудность конкретного уголовного дела. В местностях, объявленных на осадном положении, к провокаторам, шпионам и другим агентам врага, призывающим к нарушениям порядка, расстрел применялся на месте.
После окончания войны изменился подход к формированию идеологии, в которой усилились национально-патриотические мотивы и культ Сталина. Вновь были возрождены многие политически символы, воинские и гражданские звания, народные комиссары были преобразованы в министров, а Рабоче-Крестьянская Красная Армия в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б), в Коммунистическую партию Советского Союза.
В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных сельских и районных Советах. С 1954 г. начинается реорганизация государственных структур, происходит разукрупнение министерств и преобразование комитетов в министерства. После проведения такой реорганизации были упразднены некоторые министерства и тресты, и произведено сокращение численности аппарата не только местного, но и центрального.
В сельском хозяйстве в послевоенный период также произошли значительные реорганизации, сельскохозяйственная техника была передана в собственность колхозов за соответствующий выкуп. В 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, вводивший погектарное обложение и облегчал налоговое бремя на коллективные и личные хозяйства. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельхозпродуктов колхозами, они были заменены государственными закупками, соответственно были повышены закупочные цены. Вторая реформа коснулась укрупнения колхозов, которые способствовали эффективному развитию индустриальной базы. Эта же реформа упразднила районные партийные организации, полномочия которых были перенесены на производственные зоны. Одновременно происходила перестройка системы местных органов власти, были утверждены положения о местных Советах, в которых конкретизировались организационные принципы, сроки созыва сессий, компетенция исполкомов и постоянных комиссий, а также статус депутата.
Усиление партийного контроля на государственный аппарат сопровождалось интенсивной борьбой внутри руководства страны. В конце 40-х гг. был восстановлен жесткий контроль над сельским хозяйством и промышленностью, что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.
В 1945 г. в связи с реально возможной угрозой власти со стороны высокопоставленных военных чинов были предприняты меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших армейских чинов, была осуществлена отправка из центра на периферию маршала Жукова Г. К.
В марте 1953 г. после смерти Сталина Верховный Совет СССР объявил амнистию осужденным за политические и уголовные преступления, а также партработников, военных и хозяйственников. В связи с такими обстоятельствами в некоторых местах лишения свободы летом 1953 г. вспыхивали восстания среди заключенных, на которых амнистия не была распространена.
В мае 1955 г. было принято новое Положение о прокурорском надзоре СССР, было подчеркнуто, что органы прокуратуры подчиняются только Генеральному прокурору. Были сформулированы конкретные задачи и функции прокуратуры, заключающиеся в общем контроле, надзоре за дознанием и следствием и законностью судебных решений, а также осуществление контроля за местами лишения свободы.
Усиливалась судебная власть, упразднялись управления юстиции при областных Советах, часть их функций была передана соответствующим судам. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, которое расширило надзорные права республиканских судов, при этом значительно ослабевала судебная союзная централизация. Верховный суд в основном, был сосредоточен на работе по обобщению судебной практики.
В конце 50-х гг. были проведены административные реформы, которые заключались в том, что стали создаваться сотни региональных совнархозов, произведено укрупнение колхозов, техника передавалась в собственность колхозов.
Демократические преобразования, проводимые Хрущевым, коснулись и трудовых отношений, было отменено прикрепление рабочих к предприятиям, введенное в 1940 г., удвоился размер пенсий, сокращалась продолжительность рабочей недели, удлинился отпуск по беременности, были отменены обязательные государственные займы.
В политической жизни страны было проведено массовое освобождение политзаключенных из лагерей с их последующей реабилитацией, в феврале 1957 г. произошла реабилитация ряда народностей, репрессированных во время культа личности. Кроме того, в 1956-1958 гг. частично реабилитировали некоторых партийных и военных начальников.
В декабре 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства, на основе которых формировались кодексы союзных республик. Было упразднено понятие «враг народа», повысился возраст, с которого лицо привлекалось к уголовной ответственности, судебные заседания кроме политических, содержащих государственную и военную тайну, а также преступлений, касающихся интимных вопросов, становились открытыми.
Полоса оттепели период коллегиального руководства заканчивается, а экономические трудности, возникшие в этот период, привели к усилению авторитарных методов регулирования. Это выражалось в том, что в 1961 г. к обвиняемым в экономических преступлениях стала применяться такая исключительная мера, как смертная казнь. Весной 1962 г. резко повысились цены на продукты питания.
В сентябре 1962 г. была проведена важная партийная реформа, заключающаяся в том, что все партийные организации были разделены на контролирующие промышленность и сельское хозяйство. Районные партийные организации упразднялись. Проведение такого рода реформ поставили под сомнение само существование многих партийных структур, чем и вызвали недовольство у партийной элиты. В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.
Согласно Конституции 1936 г., закрепившей федеративную систему, состоявшую из разнородных субъектов, полноправными субъектами федерации, однако, являлись только союзные республики. Территория СССР расширялась за счет включения в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, которые были аннексированы у Польши, Румынии и Финляндии. Присоединение республик осуществлялось следующим образом: советские войска оккупировали территории, распускали враждебные им организации и устанавливали свой порядок, а несколько позднее, так называемые народные собрания выносили решения о присоединении к СССР, конфискации помещичьих земель и национализации промышленности. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя свое решение обращением к нему народных собраний обеих территорий. В это же время были образованы республики Прибалтики.
За период войны изменилось административно-территориальное устройство СССР, были созданы новые области, одновременно разукрупнены некоторые края и области, в октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.
В некоторых районах, освобождаемых от немецкой оккупации, против советских властей начали вооруженную борьбу разного рода националистические организации. С 1944 по 1950 г. на территории Украины действовала повстанческая армия, пытавшаяся создать национальное правительство, поддерживаемая церковью. В прибалтийских республиках до 1948 г. действовали антисоветские национальные партизанские формирования. Их сопротивление, как и на Украине, было жестоко подавлено путем жестких во оружейных акций.
Летом 1946 г. был издан Указ Верховного Совета СССР о высылке за коллективное предательство ряда народностей за пределы территорий, ими населяемых.
В действительности переселение стало проводиться еще в период войны, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944 г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, карачаевцы, балкарцы и ингуши.
В середине 50-х годов из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое количество промышленных предприятий. Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей для подготовки законопроектов и планов. В задачи комиссии входило согласование экономических интересов автономных республик. В 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР в составе РСФСР образованы Калмыцкая автономная область также в составе РСФСР и ряд других национальных республик. Остался нерешенным вопрос территориального расселения немцев Поволжья и крымских татар.
В 30-е годы все больше постановлений правительства стали приниматься совместно с руководящими партийным органом. Издаваемые партийные решения приобретали характер нормативных актов. Это обуславливалось представлением о праве как об инструменте государственной политики, поэтому все нормативные акты, касающиеся государственной и политической жизни страны всегда исходили из двух источников: партии и правительства.
Чем больше концентрировалась партийная власть в руках партийных и государственных чиновников, тем меньше гражданских прав оставалось у населения страны. Административный контроль за населением был усилен за счет прописки и всеобщей паспортизации в городах. Наоборот, сельские жители были лишены возможности получения паспортов и фактически не имели права передвигаться по стране. Аналогичная ситуация складывалась в промышленности, с июля 1940 г. была повышена обязательная мера труда, вместо шести или семичасового рабочего дня был установлен восьмичасовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Еще через месяц, другим Указом Президиума Верховного Совета СССР, был запрещен самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия на другое. Наркоматам было предоставлено право перевода рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке.
В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливалась уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений с 14 летнего возраста.
В период Отечественной войны ужесточилась уголовная ответственность в области трудовых отношений и уголовного права. С 1942 г. в состав такого преступления, как спекуляция были включены соответствующие дополнения, к этому преступлению были включены такие действия, как продажа самогона и махорки в больших количествах. Кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах, например, во время воздушного налета и т. п., приравнивалась по аналогии к бандитизму.
Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке.
В области гражданского права военная ситуация также привела к ряду изменений, была расширена практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, такое действие, как договор купли-продажи заменялся простой передачей имущества от одного госоргана к другому.
В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. — в Ялте, где обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы.
В послевоенный период в сфере правового регулирования произошли серьезные изменения, так в области трудового законодательства было вновь возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганом и профсоюзами.
В 1954 г. при правительстве был создан Комитет по вопросам труда и заработной платы, занимающуюся вопросами упорядочения заработной платы. С 1956 г. сократилась продолжительность рабочего дня, работа в праздничные дни, была увеличена продолжительность отпусков по беременности и родам.
С 1958 г. было принято Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза, на которые возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности. Увольнение работающих по инициативе администрации могло быть решено только при согласовании с фабзавкомом. В этом же, 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции и натуроплаты, а вместо них был установлен порядок закупки государством сельскохозяйственной продукции.
В уголовном праве были изменены наказания в связи с отменой чрезвычайного положения. Одновременно усилилась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества, В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие главнейшие принципы, как осуществление правосудия только судом на началах равенства всех перед законом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их только закону и др. В этот период кодификационная работа велась очень интенсивно.