Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Система массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Особенности средств массовой информации: обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

2. Соотношение понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации».

3. Социальные функции средств массовой коммуникации. Психологические функции средств массовой коммуникации.

4. Психологические «селективные» модели коммуникации: Каца и Лазарсфельда, Робинсона, Роджерса и Шумейкера.

5. Психологические «линейные» модели коммуникации: Лассуэлла, Брэддока, Шрамма.

6. Процессуальные теории массовой коммуникации: социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, навязывания повестки дня, когнитивная теория.

7. Понятие «личность». Психологическая структура личности.

8. Влияние психологических свойств личности на восприятие информации.

9. Структура личности по Зигмунду Фрейду, Эрику Берну и Карлу Юнгу в контексте восприятия информации.

10. Понятие «ощущения» в коммуникационном процессе. Свойства ощущений. Виды ощущений.

11.Понятие «восприятие» в коммуникационном процессе. Свойства восприятия. Виды восприятия.

12. Понятие «представление». Функции представлений. Виды представлений.

13. Этапы обработки и восприятия информации: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание.

14. Понятие «внимание» в коммуникационном процессе. Характеристики внимания. Факторы, оказывающие влияние на внимание.

15. Понятие «память» в коммуникационном процессе. Процессы памяти. Виды памяти.

16. Понятие «социальное влияние». Понятие «когнитивный диссонанс».

17. Социальное влияние стереотипов. Понятие «стереотип» в контексте массовой коммуникации. Отрицательные и положительные стереотипы.

18. Понятие «установка». Структура социальной установки. Положительные и отрицательные установки.

19. Специфика убеждающего воздействия. Эффективность убеждения. Факторы, влияющие на эффективность убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия.

20. Специфика внушающего воздействия. Суггестивность.

21. Понятие «логика» и понятие «эмоции». Сочетание логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

22. Коммуникативные характеристики слуха. Эмоциональная типология: «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух». Свойства слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов.

23. Субъективная структура опыта человека. Понятия «интересы, «состояния», «отношение».

24. ИСО как иерархия смыслов, потребностей и ценностей человека. Зона коренных ИСО. Зона перспективного развития ИСО. Зона престижных ИСО.

25. Коммуникация (по содержанию) как духовно-психологический процесс. Этапы коммуникативного процесса. Факторы, влияющие на этапы коммуникации.

26. Психофизиологические особенности процесса коммуникации. Субъективная карта-модель мира.

27. Понятие «модальность». Кинестетическая, аудиальная, визуальная модальности. Влияние модальностей на процесс коммуникации. Полимодальность.

28. Интерес как познавательная потребность. Психология формирования интереса к продукции средств массовой коммуникации.

29. Социально-психологическое исследование интереса.

30. Понятие «мотивы». Полимотивированность. Управление мотивами.

31. Понятие «потребности». Соотношение понятий «мотивы» и «потребности». Виды потребностей. Теория потребностей А. Маслоу.

32. Анализ потребностей и мотивов, стимулирующих обращение к СМИ: потребность в информации, общении, одобрении, во власти, немедленной обратной связи, безопасности, принадлежности, в решении практических задач, эмоциональной разрядки, самовыражения.

33. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к средствам массовой информации. Анализ разных видов ожидания.

34. Понятие «опыт» в контексте массовой коммуникации. Влияние форм опыта на процесс коммуникации.

35. Понятие «воображение» в контексте массовой коммуникации. Воображение как фактор поведения. Средства массовой коммуникации и воображение.

36. Роль групповых факторов в механизме убеждения. Феномен группового давления. Феномен группового сплочения. Влияние референтной группы в процессе убеждения.

37. Понятие «конформность» в контексте массовой коммуникации. Виды конформности. Факторы, влияющие на конформизм.

38. Подражание как социально-психологический механизм массового поведения. Функции подражания.

39. Заражение как механизм психологии массы.

40. Закономерности массового поведения и реклама.

41. Реклама как средство психологического воздействия.

42. Мода как вид массового поведения. Психологические эффекты моды.

43. Специфика журналистского мышления. Характеристика творческих способностей журналиста.

44. «Авторские технологии». Методы стимулирования журналистского мышления.

45. Творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Характеристики творческих людей.

46. Творческие способности. Беглость мышления. Гибкость мышления. Оригинальность мышления. Разработка идей. Фазы творческого процесса.

47. Традиционные методы активизации творческого процесса.

48. Эвристические методы активизации мышления: метод «мозгового штурма» А.Осборна, метод фокальных объектов, метод синектики Дж.Гордона, метод решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера.

49. Вербальное мышление. Лингвистический и паралингвистический каналы.

50. Невербальное мышление. Оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, визуальная знаковые системы и система организации пространства и времени.

51. Имидж коммуникатора. Основные характеристики имиджа как психического образа.

52. Влияние коммуникатора на аудиторию в процессе массовой коммуникации.

53. Психографика как принцип сегментирования рынка. Общие психографические системы. Частные психографические системы.

54. Методы исследования аудитории: опросы, интервью, анкетирование. Достоинства и недостатки методов исследования.

55. Психологические аспекты исследования аудитории. Влияние коммуникатора. Влияние контекста. Психологическая ригидность.

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в люди / Э.Берн. – Л., 1992.

6. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н.Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. - С.24-27, С.162-169.

7. Гантер Б. Типы потребителей: введение в психографику / Б.Гантер, А. Фернхам. - СПб: Питер, 2001.

8. Данилова Н.Н.Психофизиология: учеб. для вузов / Н.Н.Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

9. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М., 1998.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002.

11. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега, 2003.

12. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

13. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2003.

14. Кузнецов М.А. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему: учеб-практ. пособие / М.А.Кузнецов, И.Цыкунов. – М.: РИП – холдинг, 2004.

15. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб: Питер, 2006.

16. Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А.Леонтьев. – Л, 1967.

17.Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А.Леонтьев. – М.: Университет, 2005.

18. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.

19. Майерс Д. Социальная психология: учеб. пособие / Д.Майерс. – СПб.: Питер, 1997.

20. Михелькевич В.Н.. Основы научно-технического творчества / В.Н.Михелькевич, В.М. Радомский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

21. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные акции: учеб. пособие / А.П.Назаретян. – М.: Академия, 2005.

22. Немов Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – СПб.: Питер, 2006.

23. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

24. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: Учеб. пособие / В.М.Снетков. – СПб.: Изд-во С-П. ун-та, 2000.

25. Орлов С.В. Человек и его потребности: учеб.пособие / С.В.Орлов. – СПб.: Питер, 2006.

26. Панкратов В.Н. Маленькие секреты большого успеха: искусство доверительных отношений / В.Н.Панкратов. – М.: Дрофа – Плюс, 2004.

27. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2003.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006.

29. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб.пособие / Е.Б.Старовойтенко. – М.: Трикста: Академ. Проект, 2004.

30. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 1998.

31. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 1999.

32. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Г.А.Черчилль. - СПб.: Питер, 2002.

33. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г.Х.Шингаров. – М.: Наука, 1971.

34. Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И.Шуванов. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2003.

35. Экман П. Психология лжи / П.Экман. – СПб.: Питер, 2000.

36. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 1999.

Дополнительная литература:

1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно / Б.М.Абдрашитов и др.. – М.: Просвещение: АО «Уч. лит.», 1996.

2. Блэкуэлл Д. Поведение потребителей / Д.Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - СПб.: Питер, 2002.

3. Бэрон Р.С. Социальная психология группы = group process, groupdecision, group action: процессы, решения, действия / Р.Бэрон, Н.Кьерр, Н.Миллер. – СПб.: Питер, 2003.

4. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В.Грачев, И.К.Мельник. – М., 2002

5.Гойхман О.Я.. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина - М., 2001.

6. Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С.Дибб, Л.Симкин. - СПб.: Питер, 2002.

7. Зазыкин В.Г. Психологические аспекты формирования интереса к телевизионным и радиопередачам // Аудитория. – М., 1988. - №6.

8. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б.Зверинцев. - СПб., 1997.

9. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И.Килошенко. – СПб.: СПГУТ, 2001.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г.Армстронг, Дж.Сондерс, В.Вонг. - М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2002.

11. Кузнецов В.Ф.Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для вузов / В.Ф.Кузнецов. – М. Аспект Пресс, 2005.

12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В.Лазутина. – М., 2006.

13. Матвеева Л.В., Психология телевизионной коммуникации / Л.В.Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. – М., 2000.

14. Михелькевич В.Н. Основы научно-технического творчества / В.Н.Михелькевич, В.М. Радомский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15. Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

16. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А.Ю.Панасюк. – М., 1988.

17. Первин Л.А. Психология личности: теория и исследования / Л.А.Первин. – М.: Аспект Пресс, 2000.

18. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пос. для вузов / В.И.Петрушин. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006.

19. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер / Г.Г.Почепцов. – Киев, 1995.

20. Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов / Г.Г.Почепцов. – Киев, 1997.

21. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.

22. Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж / С.Ребрик. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

23. Ребрик С. Мастер – класс «Art of Sale» / С.Ребрик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

24. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.

25. Стернин И.А.Практическая риторика / И.А. Стернин - М., 2003.

26. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Общ. Ред. Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1997.

27. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. – СПб, 2001.

28. Хелевик О. Социологический метод / О.Хелевик. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002.

29. Чармэссон Г. Торговая марка / Г.Чармэссон. – СПб, 1999.

30. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А.Шерковин. – М.: Мысль, 1973.

31. Штроо В.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений / В.А.Штроо, А.А.Меланьина // Вопросы психологии. – 2005. - №3.

32. Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И.Шуванов.- Ростов – н/Дону, 2003.

33. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Вопросы философии. – 1988. - № 1. - С. 133-151.

34. Юнг К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. - М.: ООО “Изд-во АСТ-ЛТД”, Канон +, 1998.

35. Юнг К.Г. АIОN. Исследование феноменологии самости: Пер. с нем. / К.Г.Юнг. // Юнг К.Г. Избранное. - М.: ООО “Попурри”, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: