Складские помещения и требования предъявляемые к ним

На российском рынке складских помещений представлено несколько типов складов. Наиболее общая классификация представляет собой деление на соответствующие международному стандарту складские помещения и не соответствующие ему. Площадь складов, соответствующих международным стандартам, не превышает 300 тыс. м2. Единого и утвержденного деления на классы здесь тоже не существует. Но в 2004 году агентство Swiss Realty Group предложило классификацию, которая наиболее подходит для сегодняшней ситуации на рынке недвижимости в России. Эта компания произвела выделение семи классов.

В первый («А») класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики.

Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».

Во второй класс («А–») входят 20–30-летние реконструированные здания. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.

К классу «В+» относятся здания, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.

В четвертый класс («В») входят помещения, построенные в 70-80 годах и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.

Пятый класс – это класс «С». В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.

Шестой класс – это класс «С». К нему принадлежат старые здания 30–60 годов строительства. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.

К классу «D» относятся не предназначенные для использования в складских целях помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем эксплуатировать. Это связано с огромным количеством денежных средств на восстановление и приведение в порядок к современным показателям.

Особенностью складирования при оптовой торговле является то, что, кроме непосредственного хранения, в складских помещениях производятся такие операции, как контроль качества поступающих от поставщика товаров, поддержание оптимальных условий хранения, накопление товарных запасов, сортировка, фасовка, предпродажная подготовка, комплектование заказов и исполнение заявок магазинов, снабжение розничной торговой сети.

В зависимости от выполняемых функций товарные склады подразделяются на:

1) распределительные, в которых формируются и направляются основные товарные потоки в торговой сети;

2) транзитные, предназначенные для перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой и для кратковременного хранения продукции в ожидании перевозчика;

3) склады досрочного завоза – для труднодоступных и отдаленных районов;

4) накопительные – для формирования из мелких крупных партий товара и их отправки;

5) универсальные, в которых сконцентрирован широкий ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных групп товаров, являются самым распространенным типом товарных складов;

6) специализированные, предназначенные для хранения родственных групп товаров;

7) общетоварные, обеспечивающие только физическую защиту (охрану) товара без создания особых режимов хранения;

8) специальные, оснащенные специальным холодильным или отопительным оборудованием и установками искусственного освещения;

9) экспедиционные, предназначенные для краткосрочного хранения товара на таможенных терминалах, контрольно-пропускных пунктах;

10) открытые, представляющие собой огороженные площадки под навесом, в основном для хранения строительных материалов или транспортной техники;

11) закрытые – специально оборудованные отдельно стоящие здания или комплексы.

Товарные складские помещения обычно состоят из трех зон:

1) основной, занятой стеллажами, холодильными камерами, комплектовочным и фасовочным участками;

2) вспомогательной, в которую входят служебные помещения, кабинеты, столовая, здравпункт, лестничные проемы, вестибюль, проезды, проходы, накопитель транспортных средств;

3) подсобной, предназначенной для хранения тары, размещения отходов, инвентаря, запчастей, мебели, резервного оборудования.

К складским помещениям предъявляются следующие технологические требования:

1) площадь и емкость склада должна соответствовать объему товарооборота, характеру и месту прохождения основных товарных потоков, а также товарным запасам в регионе;

2) конфигурация и форма складских помещений должна обеспечивать свободный доступ к товарам, быть максимально приближенной к подъездным путям, не иметь препятствий для перемещения товара внутри склада;

3) по возможности обеспечивать поточность, кратчайшую маршрутизацию и непрерывность складского технологического цикла;

4) должны соблюдаться режимы хранения, правила эксплуатации и периодичность ремонта оборудования, охрана труда, техника безопасности, наличие и достаточность средств пожаротушения и охранной сигнализации.

Основные численные параметры складских помещений. Основной характеристикой товарного склада, отражающей эффективность его работы,

является годовой складской оборот в тыс. руб. (Q).

Другой немаловажной характеристикой является ежедневный товарный запас (Q),

измеряемый в условных вагонах с условным товаром. В торговле принято считать, что условный вагон имеет емкость в 20 тонн, или 42 м3, условный контейнер – 6 м3, условный

поддон – 1 м3.

где k = 1,2…1,3 – коэффициент неравномерности образования товарных запасов;

Сваг – стоимость 1 условного вагона товаров, тыс. руб.

Полезная площадь складского помещения (Fскл) рассчитывается по формуле:

Fскл = N•Q,

где N – норматив площади в м2, приходящийся на размещение товаров из 1 условного вагона или на 1000 руб. товарного запаса, если умножить на стоимость 1 условного вагона.

Норма площади N для хранения 1 условного вагона зависит от наименования товара, его габаритов, плотности, вида хранения и составляет от 25 до 40 м2.

Потребная площадь для хранения товаров может быть рассчитана также по другой формуле:

где V – необходимый объем хранения, м3; определяется делением рублевого товарного запаса Qруб на стоимость 1 м3 товаров:

V = Qруб/С1м3;

k1 – коэффициент неравномерности поступления товаров;

k2 – коэффициент эффективности использования объема складского помещения;

h – высота складского помещения, м.

Общая площадь склада (Fобщ) определяется путем умножения расчетной полезной площади на коэффициент проходов и проездов между штабелями, стеллажами и контейнерами, который принимается равным значению: kпрох = 2…3.

Fобщ= Fскл•kпрох.

Площади административно-бытовых помещений определяются исходя из количества обслуживающего персонала и санитарно-гигиенических норм.

Количество основных работников склада (N осн) определяется исходя из годовой трудоемкости работ (Тгод), фонда времени (Ф), нормативов погрузочно-разгрузочных работ и массы груза. Трудоемкость измеряется в

часах или нормо-часах и складывается из времени хранения, контроля, накопления, сортировки, фасовки, комплектования, снабжения, обслуживания и предпродажной подготовки.

где Ф = (dк – dв – dп – dо)•t•kб,

где – количество календарных дней в году;

dв,п,о – количество выходных, праздничных дней, продолжительность отпуска;

t – продолжительность смены или рабочего дня;

= 0,97 (коэффициент, учитывающий потери рабочего времени из-за болезни).

К основным работникам склада относятся грузчики, кладовщики, упаковщики, фасовщики, сортировщики, экспедиторы, весовщики, товароведы, диспетчеры.

К вспомогательному персоналу относятся водители и охранники.

Полезную емкость складского помещения или хранилища определяют путем деления массы закладываемого на хранение объема продукции на удельную массу 1 м3. Например, удельная масса 1 м3 товарной пшеницы колеблется от 730 до 850 кг/м3, капусты – от 250 до 400 кг/м3.

Складское оборудование. Оборудование, используемое для хранения товаров, подразделяется на:

1) оборудование для складирования и хранения штучных товаров;

2) оборудование для насыпных и навалочных материалов и продукции;

3) оборудование для наливных товаров.

Для штучных товаров применяют стеллажи различной конструкции. Для мелкоштучных товаров используют полочные, клеточные, ящичные, каркасные и гравитационные стеллажи. Клеточные разделены перегородками, ящичные снабжены ячейками, каркасные имеют возможность изменять конфигурацию, гравитационные изменяют угол наклона полки для перемещения штучных товаров под действием силы тяжести.

Для штабелирования мешков, коробок, легко повреждаемых грузов применяют поддоны и ящичные каркасы.

Насыпные грузы до расфасовки хранятся в бункерах или закромах. Бункера представляют собой металлическую емкость, имеющую конусную форму, с верхним загрузочным устройством и высыпным люком, с затвором снизу, объемом до 100 м3. Закрома представляют собой ячейки, отделенные друг от друга перегородками.

Наливные грузы хранятся в резервуарах или в герметичных контейнерах.

Для механизации операций погрузки-выгрузки применяют грузоподъемные устройства, к которым относятся мостовые краны, тали, лебедки, кран-балки, тельферы, штабелеры, лифты грузоподъемностью от 0,5 до 3 тонн.

Для перемещения грузов применяют транспортирующие механизмы: конвейеры, транспортеры, рольганги, вибролотки.

К подъемно-транспортным машинам относятся электрокары, автопогрузчики и электротягачи.

К складскому оборудованию относится также весоизмерительное и фасовочное оборудование. Весовое оборудование подразделяется на гирные, шкальные, циферблатные, электронные, товарные (платформенные), настольные, напольные, крюковые, крановые весы.

Диапазон измерений составляет от 50 кг до 3 тонн. Верхний предел взвешивания платформенных весов может достигать 150 тонн. Нижний предел взвешивания обычно составляет 1/20 часть от верхнего.

К фасовочному оборудованию относятся дозаторы, линии по упаковке и пакетированию. Порции при пакетировании в бумажные или полиэтиленовые пакеты обычно составляют до 0,5 кг, погрешность дозирования не должна превышать ±0,5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: