Интернализм и экстернализм в развитии науки

Интернализм Экстернализм Диалектическая (интегративная) концепция
Определяющими причинами развития научного знания являются внутринаучные факторы (внимание направлено, прежде всего, на обсуждение и решение проблем, связанных с анализом структуры научного знания, процедур проверки и подтверждения теорий). Главными причинами развития и изменения научного знания являются различного рода социокультурные факторы (центральными становятся вопросы, возникающие при описании и развитии знания, что требует привлечение исторического материала). Диалектическое взаимодействие внутринаучных и социокультурных факторов.
Эмпиризм Теоретизм Гипотетико-дедуктивизм Экономический детерминизм Социальный детерминизм Социально-психологический детерминизм Философский детерминизм Культурный детерминизм А. Эйнштейн, М. Бор, М. Планк, И.Т. Фролов, П. П. Гайденко, В. С. Степин и др.
Аристотель, Ф. Бэкон, И. Ньютон, О.Конт и др. Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Г. Галилей, Дж. Гершель, Р. Карнап, К. Поппер и др. Дж. Бернал, Б. Гессен и др. А. Богданов, Д. Лукач и др. Т. Кун, М. Полани и др. Г. Гегель, Э. Гуссерль и др. О. Шпенглер, Г. Гачев, М. Фуко и др.

Преднаучный этап развития знания
(концептуальные идеи)

Античность Средневековье Эпоха Возрождения
Возникновение и утверждение идеи рациональности как тождества мышления и бытия. 2. Возникновение теории как мысленно-интуитивного «всматривания» в космос, экстатическое, мистическое созерцание. 3. Возникновение логики и доказательства. 4. Формирование абстрактных понятий и умения работать с ними. 5. Накопление единичных данных опытной науки. 1. Совершенствование умения мыслить абстрактно, работать с абстрактными понятиями без обращения к реальности. 2. Возникновение первых университетов как устойчивых институциональных форм науки 3. Роль христианского мировоззрения в становлении будущей науки: - Мир существует объективно. (Бог создал мир, как существующий независимо от него); - Мир благ: мир хорош сам по себе и достоин изучения; - Мир демистифицирован. В мире бога нет. Бог его создал, но не растворился в нем. Поэтому его и можно изучать, ставить над ним эксперименты, «пытать» его. 4. Накопление единичных данных опытной науки. . Утверждение идеи, что человек – универсальный, самодостаточный, способный познать и понять мир. 2. Высвобождение творческой энергии личности, усиление роли интеллектуальных и духовных элементов производительных сил. 3. Выражение в количественной, абстрактно-геометрической форме результатов исследований и наблюдений за природой, начало применения математических методов. 4. Синтез практического знания и математической абстракции. 5. Накопление единичных данных опытной науки.

Этапы развития науки

Название Имена и события в истории науки Парадигмальные характеристики этапа
  Классический ХVII в.-середина ХIХ в. Г. Галилей (постановка научного эксперимента); Р. Декарт (система координат, рационализм); Ф. Бэкон (индуктивный метод в применении к опытным данным, эмпиризм); Г. Лейбниц (дифференциальное и интегральное исчисления); И. Ньютон (три закона). 1. Вселенная – совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, связанных между собой силами тяготения и подчиненных законам механики. 2. Пространство и время – абсолютные величины, не связанные с материей. 3. Природа – самодостаточный объект, все части которого жестко детерминированы, все процессы сводятся к механическим. 4. В процессе познания выделяют противостоящие друг другу субъект и объект познания. Создается механистическая картина мира.
  Неклассический середина ХIХ в. – середина ХХв Возникновение эволюционных и диалектических идей Ч. Дарвина, К.Маркса. Математические идеи Н. И. Лобачевского, Г.-Ф. Римана и Г. Минковского; Дж.Максвелл, А. Майкельсон, М. Фарадей; А. Эйнштейн (ОТО, СТО), Н. Бор (принцип дополнительности), В. Гейзенберг (принцип неопределенности), Э.Резерфорд (планетарная модель атома), М. Планк (идеи квантовой теории) 1. Вселенная – пространственно-временной материальный континуум, где действуют четыре основные силы, и где не существует абсолютных величин. 2. Детерминизм ограничен вероятностью и относительностью. 3. Субъект и объект познания взаимосвязаны между собой, а средства и методы познания могут влиять и влияют на результаты познания. Создается квантово-релятивистская картина мира
  Постнеклассический середина ХХ в. - настоящее время Открытие черных дыр, квазаров, реликтового излучения. Выделение гена. Клонирование. Теория суперструн. П.Дирак (античастица), М. Гелл-Манн и Д.Цвейг (теория кварков), С. Томанага, Р.Фейнман, Дж.Швингер (квантовая электродинамика); В. Паули, С. Вайнберг, А.Салам, С. Глэшоу (теория электрослабого взаимодействия); И. Пригожин, И. Стингерс (синергетика). Квантовая хромодинамика. Создание нового способа передачи и хранения информации (цифровой) Попытки создания единой теории всех физических взаимодействий и частиц (теория всего). 1. Вселенная расширяется, как следствие Большого взрыва. 2. Выявлена непосредственная взаимосвязь между человеком и физическими параметрами Вселенной (антропный принцип). 3. Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система (идея синергетики), включающая в себя другие системы, которые сопряжены и взаимно обусловлены (идея коэволюции); 4. Нет жесткой связи и причинной зависимости между прошлым и будущим. Будущее всегда открыто; 5. В отношениях между субъектом и объектом познания актуальным становится учитывать ценностно-целевые ориентации субъекта. Целостная картина мира: все мироздание (общество, человек, биосфера, геосфера, космос) представляют собой единую целостность внутри, а не вне которой находится человек.

Структура процесса познания

 
 
объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности (знание)


Структура научного познания (согласно идеям С. А. Лебедева):

1. Констатация опытных данных. Протокольные утверждения.

2. Индуктивная и статистическая обработка протокола, его обобщение. Формулировка научного факта.

3. Формулировка эмпирических законов, на основании анализа, синтеза, индукции, дедукции.

4. «Включение» новых механизмов познания: идеализация, абсолютизация, абстрагирование и работа с уже идеальными объектами для понимания сущности объектов реальных.

5. Работа начинается с предположений – гипотез Работа с гипотезами.

6. Формулировка теории.

7. Метатеории.

Уровни научного познания




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: