Тема 1. Предмет и содержание курса. Связь возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками о человеке. Человек как целостная биологическая система. Понятие о физиологических системах (по Анохину П.К.).
Понятие о предмете науки. Связь возрастной физиологии с педагогикой, педиатрией, антропологией, гигиеной. Методы возрастной физиологии. Возрастная физиология как учебный предмет. Задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Понятие о человеке как открытой саморегулирующейся системе. Анохин П.К. о формировании функциональных систем. Роль функциональных систем в психофизиологических процессах.
Тема 2. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Адаптация организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды. Проблема биоритмов в жизни человека. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды.
Определение адаптации. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса.Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психофизиология труда, связанная с постоянными процессами адаптации. Виды биоритмов и их биологические механизмы. Биологические часы в жизнедеятельности детей и подростков. Околосуточные (циркадные) биоритмы. Многодневная биоритмика физиологических процессов. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды. Особенности адаптации биоритмов у жителей Севера.
Тема 3. Онтогенез. Проблемы возрастной периодизации. Антенатальный и постнатальный периоды онтогенеза.
Понятие о росте и развитии детского организма, Сущность онтогенеза. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков. Гетерохронность и гармоничность развития. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.
Принципы системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков. Реактивность и резистентность детского организма. Проблема классификации возрастных периодов. Современная схема возрастной периодизации.
Тема 4. Возрастные особенности вегетативных функций организма детей и подростков.
Функциональное единство всех органов всех органов и систем организма ребенка. Морфологические особенности системы крови. Значение крови. Иммунитет, Возрастные изменения иммунитета. Группы крови.
Морфологические особенности системы кровообращения. Деятельность сердца, Периферическое кровообращение. Кровяное давление. Нейрогуморальная регуляция деятельности сосудов и сердца.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Возрастные особенности системы дыхания у детей и подростков. Влияние физической работы на развитие дыхания у детей и подростков. Особенности функционирования дыхательной системы в условиях Севера,
Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков. Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков. Нейрогуморальная регуляция работы пищеварительной системы.
Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Питание детей и подростков. Особенности пищевого рациона детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Возрастные особенности органов выделения: у детей и подростков. Ночное недержание мочи (энурез).
Тема 5. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков.
Значение опорно-двигательного аппарата, Роль движения в физическом и психическом развитии детей и подростков. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе. Развитие костной системы. Строение и функции мышечной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Процессы физического утомления. Развитие двигательной активности; координации движения.
Тема 6. Физиология нервной системы.
Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы. Классификация нервной системы. Нервная ткань и ее физиологические свойства, нейроны и синапсы. Рефлексии и рефлекторная дуга. Нервные центры. Торможение в центральной нервной системе. Координация нервных процессов у детей и подростков и ее совершенствование в процессе онтогенеза. Онтогенез и анатомо-физиологические особенности отделов нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система.
Тема 7. Физиология высшей нервной деятельности детей и подростков.
Возникновение науки - физиология высшей нервной деятельности (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин П.К., Ухтомский А.А.)- Важнейшие закономерности условно-рефлекторной деятельности и современные представления о ее нейрофизиологических основах. Специфические особенности высшей нервной деятельности. Формирование второй сигнальной системы и развитие совместной деятельности сигнальных систем в онтогенезе.
Тема 8. Характеристика основных возрастных этапов развития высшей нервной деятельности.
Понятие об основных свойствах нервной системы и типы высшей нервной деятельности. Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков.
Функциональная асимметрия мозга и ее связь с особенностями высшей нервной деятельности
Тема 9. Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.
Понятие о гормонах и эндокринной системе. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.
Половое развитие детей и подростков. Влияние изменений функционального состояния эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятельность. Гипоталамо-гипофизарная система.
Тема 10. Морфофункциональные особенности органов чувств у детей и подростков.
Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков. Психофизиология восприятия. Строение и функции анализаторов. Зрительное восприятие и его значение для высшей нервной деятельности. Слуховое восприятие, вестибулярная система. Вкусовые восприятия. Обонятельные восприятия, Кожа как анализатор. Восприятие температуры, болевая чувствительность. Пути передачи соматосенсор-ной информации в мозге.
Тема 11. Психофизиология внимания, памяти, речи, мышления.
Особенности внимания и его виды. Внимание и функциональное состояние мозга. Роль левого и правого полушария в процессе внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс. Психофизиология памяти. Виды памяти. Влияние эмоциональной значимости информации на память. Эволюционный смысл появления речевого общения. Функциональная асимметрия и речь. Процесс произношения слов.
Мышление и его классификация. Процесс мышления. Факторы, определяющие развитие интеллекта.
Тема 12. Психофизиология сна и бодрствования.
Состояние бодрствования. Цикл сон - бодрствование. Роль ретикулярной формации в формировании состояния бодрствования. Сон как особое состояние сознания. Стадии медленного сна. Парадоксальный сон. Периодичность стадий сна. Возрастные особенности сна. Нарушения сна.
Тема 13. Методы получения психофизиологической информации.
Электрофизиологические методы. Регистрация импульсной активности нервных клеток (ЭЭГ). Регистрация электрической активности кожи, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Оценка локального кровотока мозга. Томографические методы. Метод ядерно-магнитного резонанса. Ассоциативный эксперимент как инструмент анализа психических явлений. Значение методов исследования психофизиологических функций.