Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание курса. Связь возрастной физиологии и психофизио­логии с другими науками о человеке. Человек как целостная биологическая система. Понятие о физиологических системах (по Анохину П.К.).

Понятие о предмете науки. Связь возрастной физиологии с педагогикой, педи­атрией, антропологией, гигиеной. Методы возрастной физиологии. Возрастная фи­зиология как учебный предмет. Задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Понятие о человеке как открытой саморегулирующейся системе. Анохин П.К. о формировании функциональных систем. Роль функциональных систем в психофи­зиологических процессах.

Тема 2. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к дей­ствию факторов окружающей среды. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Адаптация организма детей и подростков к действию факторов окру­жающей среды. Проблема биоритмов в жизни человека. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды.

Определение адаптации. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса.Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психофизио­логия труда, связанная с постоянными процессами адаптации. Виды биоритмов и их биологические механизмы. Биологические часы в жизнедеятельности детей и под­ростков. Околосуточные (циркадные) биоритмы. Многодневная биоритмика физио­логических процессов. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды. Осо­бенности адаптации биоритмов у жителей Севера.

Тема 3. Онтогенез. Проблемы возрастной периодизации. Антенатальный и постнатальный периоды онтогенеза.

Понятие о росте и развитии детского организма, Сущность онтогенеза. Физи­ческое и психическое развитие детей и подростков. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков. Гетерохронность и гармоничность развития. Крити­ческие периоды в постнатальном развитии детей и подростков.

Принципы системогенеза и опережающего развития органов и функциональ­ных систем у детей и подростков. Реактивность и резистентность детского организ­ма. Проблема классификации возрастных периодов. Современная схема возрастной периодизации.

Тема 4. Возрастные особенности вегетативных функций организма детей и подрост­ков.

Функциональное единство всех органов всех органов и систем организма ре­бенка. Морфологические особенности системы крови. Значение крови. Иммунитет, Возрастные изменения иммунитета. Группы крови.

Морфологические особенности системы кровообращения. Деятельность серд­ца, Периферическое кровообращение. Кровяное давление. Нейрогуморальная регу­ляция деятельности сосудов и сердца.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подрост­ков. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регу­ляция дыхания. Возрастные особенности системы дыхания у детей и подростков. Влияние физической работы на развитие дыхания у детей и подростков. Особенно­сти функционирования дыхательной системы в условиях Севера,

Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и под­ростков. Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков. Ней­рогуморальная регуляция работы пищеварительной системы.

Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Питание детей и подрост­ков. Особенности пищевого рациона детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Возрастные особенности органов выделения: у детей и подростков. Ночное недержание мочи (энурез).

Тема 5. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков.

Значение опорно-двигательного аппарата, Роль движения в физическом и пси­хическом развитии детей и подростков. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе. Развитие костной системы. Строение и функции мышечной системы. Дина­мическая и статическая работа мышц. Процессы физического утомления. Развитие двигательной активности; координации движения.

Тема 6. Физиология нервной системы.

Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы. Класси­фикация нервной системы. Нервная ткань и ее физиологические свойства, нейроны и синапсы. Рефлексии и рефлекторная дуга. Нервные центры. Торможение в цен­тральной нервной системе. Координация нервных процессов у детей и подростков и ее совершенствование в процессе онтогенеза. Онтогенез и анатомо-физиологические особенности отделов нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная сис­тема.

Тема 7. Физиология высшей нервной деятельности детей и подростков.

Возникновение науки - физиология высшей нервной деятельности (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин П.К., Ухтомский А.А.)- Важнейшие закономерности ус­ловно-рефлекторной деятельности и современные представления о ее нейрофизио­логических основах. Специфические особенности высшей нервной деятельности. Формирование второй сигнальной системы и развитие совместной деятельности сигнальных систем в онтогенезе.

Тема 8. Характеристика основных возрастных этапов развития высшей нервной дея­тельности.

Понятие об основных свойствах нервной системы и типы высшей нервной деятельности. Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков.

Функциональная асимметрия мозга и ее связь с особенностями высшей нервной деятельности

Тема 9. Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.

Понятие о гормонах и эндокринной системе. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.

Половое развитие детей и подростков. Влияние изменений функционального состояния эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятель­ность. Гипоталамо-гипофизарная система.

Тема 10. Морфофункциональные особенности органов чувств у детей и подростков.

Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков. Психофи­зиология восприятия. Строение и функции анализаторов. Зрительное восприятие и его значение для высшей нервной деятельности. Слуховое восприятие, вестибуляр­ная система. Вкусовые восприятия. Обонятельные восприятия, Кожа как анализатор. Восприятие температуры, болевая чувствительность. Пути передачи соматосенсор-ной информации в мозге.

Тема 11. Психофизиология внимания, памяти, речи, мышления.

Особенности внимания и его виды. Внимание и функциональное состояние мозга. Роль левого и правого полушария в процессе внимания. Внимание и ориенти­ровочный рефлекс. Психофизиология памяти. Виды памяти. Влияние эмоциональ­ной значимости информации на память. Эволюционный смысл появления речевого общения. Функциональная асимметрия и речь. Процесс произношения слов.

Мышление и его классификация. Процесс мышления. Факторы, определяю­щие развитие интеллекта.

Тема 12. Психофизиология сна и бодрствования.

Состояние бодрствования. Цикл сон - бодрствование. Роль ретикулярной формации в формировании состояния бодрствования. Сон как особое состояние сознания. Стадии медленного сна. Парадоксальный сон. Периодичность стадий сна. Возрастные особенности сна. Нарушения сна.

Тема 13. Методы получения психофизиологической информации.

Электрофизиологические методы. Регистрация импульсной активности нерв­ных клеток (ЭЭГ). Регистрация электрической активности кожи, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Оценка локального кровотока мозга. Томографические методы. Метод ядерно-магнитного резонанса. Ассоциативный эксперимент как инструмент анализа психических явлений. Значение методов ис­следования психофизиологических функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: