Содержание современного юридического образования

В настоящее время профессия юриста принадлежит к числу наиболее востребованных. Работать юристом считается престижным. В последние годы значительно расширилась сфера применения юридических знаний и навыков. Юридическая подготовка требуется для занятия различных должностей, подчас даже напрямую и не связанных с правом. В связи с возрастанием роли и значимости юридической профессии существенно повысились требования к уровню юридического образования. У работодателя, который берёт на работу выпускника юридического факультета, нет времени и средств чему–то его учить. Прежде всего, он хочет видеть перед собой специалиста, который прекрасно ориентируется в правовом пространстве, обладает, пусть даже небольшим опытом работы по специальности, готов к быстрым изменениям обстановки. Задача современного юридического образования состоит в том, чтобы подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, который был бы востребован на рынке юридических услуг. Конечно, профессиональный успех зависит не только от качественного образования, есть много других факторов, но без указанной составляющей он просто невозможен.

Образование, в том числе и юридическое, складывается из двух составных частей: обучения и воспитания. Указанные составляющие дополняют друг друга. Формирование личности любого человека (воспитание) в условиях современной действительности должно быть направлено на становление его как деятеля, что возможно только при получении знаний, привитии навыков и умений (обучение). Обучение и воспитание должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В случае если этого не будет, можно подготовить специалиста, прекрасно разбирающегося в юридических тонкостях, но совершенного не умеющего себя подать, либо наоборот, человека воспитанного, приятного, но не обладающего фундаментальными юридическими знаниями. Кроме того, одной из важнейших задач современного юридического образования является выработка у обучающихся способности брать на себя ответственность за собственное развитие. Уже с первого курса обучения студент должен иметь перед собой ясную картину того, чему он обучается, зачем ему это нужно, где могут быть востребованы его знания и умения.

Современное юридическое образование представляет собой процесс непрерывного личностно–профессионального становления юриста в рамках учебного заведения, результатом которого является достижение им определённого уровня профессиональной компетенции, позволяющего ему работать в сфере юриспруденции. Юридическое образование, предоставляемое высшими учебными заведениями, регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании».

Согласно указанному закону высшее и послевузовское юридическое образование имеют определённую структуру. Данная структура представляет собой совокупность:

- государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

- имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно–правовых форм;

- научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

- органов управления образованием, а также подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

- общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

В рамках данного параграфа мы будем рассматривать только высшее юридическое образование. Послевузовское образование будет освещено далее.

Важную роль в структуре высшего юридического образование играют государственные стандарты высшего профессионального образования (далее государственные стандарты). В соответствие с законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования, единства образовательного пространства Российской Федерации, основы для объективной оценки образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Государственные стандарты состоят из федеральных и национально–региональных компонентов. Федеральные компоненты включает в себя: общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования, требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, сроки их освоения, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Национально–региональные компоненты отражают национально–региональные особенности подготовки специалистов. Содержание национально–региональных компонентов устанавливается вузом самостоятельно.

Государственный стандарт по специальности юриспруденция устанавливает нормативный срок освоения основной образовательной программы полготовки юриста при очной форме обучения – 5 лет. Кроме очной формы обучения существуют очно–заочная (вечерняя), заочная, в форме экстерната.

Государственный стандарт предъявляет определённые требования к абитуриентам высших учебных заведений. В частности, абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально–регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентами следующих циклов дисциплин:

- общие гуманитарные дисциплины и социально–экономические дисциплины (иностранный язык, физкультура, отечественная история, культурология, политология, логика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика);

- общие математические и естественнонаучные дисциплины (концепции современного естествознания, информатика и математика);

- общепрофессиональные дисциплины (теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное (государственное) право России, конституционное (государственное) право зарубежных стран, гражданское право, гражданско–процессуальное право (гражданский процесс), административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно–процессуальное право (уголовный процесс), криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, муниципальное право России, семейное право, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, уголовно–исполнительное право, прокурорский надзор, российское предпринимательское право, коммерческое право, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом);

- дисциплины специализации (государственно–правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, международно-правовая);

- факультативы;

- итоговая государственная аттестация (выпускная квалификационная работа (диплом) и не менее двух государственных экзаменов).

Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза на основе государственного стандарта. Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебном планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Завершает процесс обучения в вузе итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу (диплом) и не менее двух государственных экзаменов. Диплом представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование, посвящённое какой–либо актуальной теме в области юриспруденции, в котором выпускник демонстрирует уровень владения теоретическим и практическим инструментарием юридической науки. Государственный стандарт предъявляет ряд требований к выпускной квалификационной работе юриста. Она должна: носить творческий характер, с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных актов; отвечать требованиям логичного и чёткого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; отражать умение студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными актами; быть правильно оформленной (чёткая структура, завершённость, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы).

Как уже отмечалось, выпускники юридических факультетов помимо защиты выпускной квалификационной работы (диплома) сдают не менее двух государственных экзаменов. Одним из указанных экзаменов всегда является теория государства и права. Что касается второго экзамена, то в качестве него обычно выступают дисциплины специализации. В частности, в рамках государственно–правовой специализации, как правило, сдаётся один комплексный государственный экзамен, который включает вопросы по конституционному, муниципальному и административному праву. В рамках гражданско–правовой специализации студенты сдают государственный экзамен, который состоит из вопросов гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса.

Помимо различных циклов учебных дисциплин и итоговой государственной аттестации государственный стандарт предусматривает такую форму обучения студентов как организация практики. Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов. С учётом специфики подготовки специалистов. Основными видами практики студентов вузов, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику. Форма и вид отчётности (дневник, отчёт и т.п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением. Оценка по практике или зачёт приравнивается к оценкам (зачётам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Что касается практики, то обычно в учебных планах юридических вузов она предусмотрена на старших курсах, когда студенты уже получили базовые знания по основным отраслям права. Основная цель практики заключается в том, чтобы студенты увидели «живую» юридическую работу, попробовали свои силы в реализации, получаемых в учебном заведении, знаний и навыков. Обычно студенческая практика организуется в суде и прокуратуре, налоговых органах, адвокатских коллегиях, в органах внутренних, в таможенных органах, в юридических отделах предприятий различных форм собственности, в органах исполнительной и законодательной власти. Студенческая юридическая практика играет значительную роль для подготовки специалиста, поскольку она создаёт условия для применения теоретических знаний в практической деятельности. Кроме того, практика, организуемая в рамках юридического обучения в вузе – это шанс, в будущем быть востребованным на рынке труда. Очень часто студенты старших курсов после прохождения практики в различных учреждениях, остаются там работать, и им не приходится «ломать голову» куда пойти работать после окончания вуза.

Обучение студентов в высшем учебном заведении также предусматривает самостоятельную научно–исследовательскую работу студентов. Данная работа заключается в подготовке студентами рефератов и курсовых работ. По всем дисциплинам, курсовым работам и практикам, включённым в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено или незачтено).

Государственный стандарт устанавливает определённые требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Педагогами высших юридических учебных заведений должны быть лица, имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю предполагаемой дисциплины, систематически занимающиеся научной и (или) научно–методической деятельностью. Высшее учебное заведение, которое готовит юристов по специальности юриспруденция должно иметь не менее трёх кафедр юридического профиля. Более 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин должны иметь учёную степень (звание).

Помимо сильного кадрового состава высшее учебное заведение, выпускающее юристов, должно обладать развитой учебно–методической базой, которая включает в себя библиотечные фонды, методические пособия по всем дисциплинам, изучаемым студентам в рамках учебного плана, аудио, видео и мультимедийные материалы, юридические базы информационно–справочных систем типа «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант».

В случае успешного окончания обучения в вузе, то есть при сдаче как минимум на удовлетворительную оценку государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы, выпускнику выдаётся диплом о получении им высшего профессионального образования. Диплом является своеобразной визитной карточкой молодого специалиста, его путёвкой в жизнь. В дипломе получают отражения дисциплины, изучаемые студентом в период обучения, оценки за них, которые позволяют объективно оценить уровень его знаний. В дипломе имеет место запись о специализации выпускника. Диплом с отличием выдаётся выпускнику вуза на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, причём по результатам итоговой государственной аттестации должны быть только оценки «отлично». При этом оценок «отлично», включая оценки по итоговой государственной аттестации должно быть не менее 75%, а остальные оценки - «хорошо». Высшие учебные заведения, обладающие государственной аккредитацией, выдают выпускникам диплом государственного образца. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием. Аккредитуются те высшие учебные заведения, которые прошли специальную аттестацию. Аттестация, представляет собой периодически проводимую комплексную проверку высшего учебного заведения на предмет соответствия образовательного процесса государственным стандартам. Государственная аккредитация распространяется как на государственные, так и на негосударственные образовательные учреждения. Образовательные учреждения, не прошедшие государственную аккредитацию не вправе выдавать своим выпускникам диплом государственного образца. Как правило, они выдают своим выпускникам документ об образовании в соответствии с лицензией. Принципиальное отличие данного документа от диплома государственного образца состоит в том, что он не содержит официальной символики Российской Федерации и имеет более ограниченную сферу применения (только получение диплома государственного образца позволяет занимать определённые должности государственной и муниципальной службы). В настоящее время наличие государственной аккредитации является одним из важнейших параметров деятельности высшего учебного заведения. Качественное образование – это залог становления и интенсивного развития специалиста. Поэтому государство борется с некачественным образованием, прекращая лицензии, лишая аккредитации высшие учебные заведения.

Новой тенденцией российского высшего образования стало введение таких квалификаций (степеней) как бакалавр и магистр. Для получения указанных званий существует своя программа, имеющая много общего с описанной нами ранее программой подготовкой специалиста. Но есть и свои отличия. Но следует сказать, что, несмотря на то, что возможность подготовки бакалавров и специалистов в юриспруденции уже существовала с 1992 года, многие учебные заведения предпочитают готовить специалистов. Дело в том, что в 1992 году была введена многоуровневая система высшего образования. Данная система включает в себя, существовавшую и ранее подготовку дипломированного специалиста (5 - 6 лет), бакалавриат (4 года), магистратуру (6 лет). Введение квалификаций бакалавра и магистра обусловлено интеграцией российского и европейского образования. Однако, даже в зарубежных странах нет единой трактовки указанных званий. В каких–то странах, бакалавр – это выпускник обычной средней школы, в других – выпускник высшего учебного заведения, в третьих – обладатель учёной степени. То же самое можно сказать и относительно магистра.

Что касается Российской Федерации, то в рамках мноугоуровневнего высшего образования, студент может учиться по программе, выпускающей дипломированных специалистов (5 - 6 лет, с присвоением диплома специалиста), по программе, выпускающей бакалавров (4 года, с присвоением диплома об общем высшем образовании и возможностью продолжить обучение в магистратуре). Обучение в магистратуре длится два года. Набор в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. В среднем в магистратуре обучается 1/5 выпущенных бакалавров. В магистратуру можно поступить только с дипломом бакалавра.

Как уже отмечалось, подготовка специалистов и бакалавров имеет определённые сходства и различия. Первые два года обучения и специалисты, и бакалавры получают одинаковое базовое образование. Различия в учебной подготовке начинаются на третьем курсе. В связи с этим при переходе с одной формы обучения на другую уже после третьего года обучения будет необходимо ликвидировать разницу в прослушанных и сданных дисциплинах.

Что касается разницы между специалистами и магистрами, то она заключается в том, что магистров готовят для научной работы, а специалистов – для профессиональной деятельности в рамках определённой отрасли.

Многоуровневая система высшего образования, безусловно, позволяет абитуриентам сделать свой выбор в отношении того, как, сколько, чему они будут учиться. Однако, в связи с реализацией многоуровневой системы высшего образования в нашей стране возникло множество проблем. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. Сохраняется ещё определённое недоверие к новым формам получения образования. Данное недоверие, в основном, наблюдается со стороны работодателей. Причин несколько. Одна из них – психологическая. А именно: современные работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово «бакалавр» было западным. Кроме этого, играет роль разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, узкопрофильно, а программы подготовки бакалавров — широкопрофильные. Многие работодатели предпочитают брать на работу узкопрофильных специалистов.

Что касается положительных сторон бакалавриата то к ним можно отнести то, что указанный вид квалификации принят по международной классификации. Человек, получивший квалификацию бакалавра, может быть востребован во всех странах, подписавших Болонскую декларацию, которая предусматривает единые стандарты европейского образования (Россия подписала данную декларацию в 2003 году).

В связи с подписанием Болонской декларации нашей стране предстоит непростая работа по согласованию и соизмеримости квалификаций для системы высшего образования. Перед российской высшей школой стоит сложная задача: сохранить всё то лучшее, что у неё было и есть и в то же время приобщиться к мировым образовательным стандартам.

В завершение хотелось бы отметить, что юридическое образование на современном этапе развития России претерпевает серьёзные изменения. Абитуриенты, студенты, выпускники юридических вузов должны быть в курсе этих изменений, чтобы не нарушались их права и законные интересы, чтобы они смогли выбрать ту систему получения знаний и формирования профессиональных навыков, которая была бы наиболее приемлема для них.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите первые юридические документы

2. Раскройте сущность современного юридического образования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: