В первом приближении мы обозначили интерперсону материальную как предметно-материальное оформление социальных статусов и ролей. Без сомнения, такое определение является чрезвычайно суженным и скудным.
Если мы определим интерперсону материальную как предметную бытийную среду существования человечества, то это будет ближе к правде. В этой среде в качестве субъектов выступают не отдельные индивиды, но социальные сообщества. В широком понимании она объединяет по признаку материального существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений.
В философской традиции эта среда дифференцируется на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей, процессов, произведенных человеком.
Мы можем выделить три слоя интерперсонального - материального:
Первый слой — измененная природа.
Природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существовала до определенного момента совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний, но в настоящий момент, на наш взгляд, мы имеем реальность обусловленной сознанием человека природы. Это коренное, постоянное отличие природы Земли как особой формы бытия на современном этапе развития человечества.
|
|
Современная природа является реальностью особого рода как взаимобытие или со-бытие с интерперсональными субъектом, носителем которого выступает человечество XXI столетия. Она во многом сохраняет качество объективной и первичной реальности в том смысле, что интерперсональному субъекту позволено быть и существовать благодаря непреходящей природе. Но уже возникла странная и казусная ситуация — Гея уже во власти (предельной власти) человека. В XXI веке на Земле уже танцуют двое Великих — Природа и Сознание. Пока еще туманны перспективы, не так часта гармония, рвана мелодия, но уже танцуется. В этом танце мало взаимопонимания и танцоры больно наступают друг другу на ноги. Иногда он выглядит нелепым и абсурдным по содержанию вызываемых реакций, но танец уже происходит и силы равны, хотя опыт и мастерство несравнимы.
Второй слой — сотворенная материальная среда.
Следует отметить, что бытие человека в мире сотворенных вещей является основным средовым фактором его жизни и базовым структурным компонентом интерперсонального материального. Основная масса людей рождается, социализируется и умирает в среде интерперсонального материального в ее сотворенной форме. Оно представляет высшее проявление неудовлетворво-ренности человеком чистыми дарами природы. Интерперсональное материальное — продукт интеграции человеческого труда с веществом природы, бытие специфически человеческое в исску-ственной среде сотворенного сознанием и энергией человека.
|
|
В этой среде чрезвычайно важную функцию выполняют «вещи — орудия», с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир и преобразуют его. С их помощью люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целенаправленной трансформации в новые вещи, более рационально, экономично и прагматично удовлетворяющие их потребности.
Третий слой — символьно-образно-знаковая информационная среда.
Этот слой является материализацией в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» этого уровня интерперсонального — это материальные предметы и процессы (книги, схемы, чертежи, формулы, картины, проекты, аудио- и видеоносители и др.). Они выполняют функцию не непосредственного изменения реальности, а изменения наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, мотивационную структуру, цели, и выполняют не только функцию социализации, формируют систему знаний, умений и навыков, но реализуют координационную функцию личности и социальных сообществ. Этот слой воплощает в себе различные коды информации, служит средством ее хранения, накопления, передачи. В некотором смысле это символьно-образно-знаковая память человечества, больших и малых социальных сообществ, которая является материальным проводником, хранителем и ретранслятором смыслов.
В конце XX, в начале XXI века возникла идеальная форма третьего слоя — система всемирной паутины — «Интернет».
При анализе всех трех слоев мы можем обнаружить достаточно странную закономерность — восхождение человека от одного слоя к другому и обживание новых слоев интерперсонального как сред существования. Собственно, живущих в условиях первой среды уже встречается чрезвычайно мало. Второй слой является базо-
вым для всех малых и больших городов, формирующих даже свою экологическую нишу со значимой разницей в температуре окружающей среды, содержанием газов в воздухе, со световым и звуковым наполнением и т.д. В XXI веке появились жильцы третьего слоя — которые основное время проводят в сети и там же удовлетворяют свои базовые потребности.
Если первый слой является энергетической и вещной базой, а вещи второго слоя служат прямым орудием адаптации, то третий слой обеспечивает целенаправленность человеческой деятельности, как на уровне индивидуальности, так и общностей различного масштаба и сложностей. Механическая структурная мозаика людей и сред трех слоев не создает целостное системное образование — интерперсональное материальное. Для его существования необходима сложная интегрирующая совокупность внутренних связей между всеми тремя слоями.
Роль и место человека как элемента среды зависит от присваи-мых ему функций.
На уровне первого слоя человек является сущностно животным предметом, выступающим в качестве или самки, или самца, или пищи, или части стадного сообщества, находящимся в иерархии подавления — подчинения — доминирования — конкуренции над пищевыми ресурсами и ресурсами воспроизводства.
На уровне второго слоя функции людей в качестве предметов среды обеспечиваются достаточно устойчивыми, воспроизводимыми связями и отношениями, которые обозначаются общественными. Значимость людей как предметов социального пространства зависит от выполнения разделенных в процессе общественной деятельности функций, а так же местом при разделении совместно созданных результатов человеческой активности: готовых продуктов и средств их создания.
|
|
Если в первом слое важны биологические переменные, во втором — социальные характеристики личности, то в третьем слое человек становится больше символической и условной предметной реальностью.
Всемирная паутина не только сформировала всеединство потребителей, но и логически завершила процесс нивелировки индивидуального начала человека и превращения его в символический коммуникативный предмет. Возникла трудно определяемая (фактически не определяемая вообще) общность людей вместо имен с «ни-ками» и названиями почтовых ящиков в сети. В пике третьего слоя человек распредмечен, физически не является собой, индивидом, личностью. Он является абстрактным представителем компьютер-
ной сетевой общности, его потребителем, коммуникатором и энергетической средой.
Завершен процесс отрыва человека от физически и социально репрезентированной среды. Не стало человека с реальными качествами и индивидуальными особенностями. Он стал ограниченной и стереотипизированной абстракцией, символом, образом, знаком.