В течение суток на городских автобусных маршрутах наблюдается резкая неравномерность перевозок по часам суток, позволяющая выделить часы-пик и часы спада пассажиропотоков. Определение фактического числа автобусов и распределение их по сменности производят графоаналитическим методом. В зависимости от продолжительности работы на линии и времени выхода автобусы подразделяются по сменности на:
· трехсменные, работающие от начала до конца движения без заходов в автотранспортное предприятие (АТП). Водители второй и третьей смен принимают автобус на линии;
· двухсменные утреннего выхода и двухсменные вечернего выхода, работающие без захода в АТП две смены;
· двухсменные с выемкой, работающие на линии в утренние и вечерние часы пик. В часы дневного спада пассажиропотока они снимаются с линии и находятся в отстое;
· односменные утреннего и односменные вечернего выпуска, работающие на линии только одну смену в утренние или вечерние часы движения.
Зная расчетные величины Арасч. автобусов по всем часам периода движения строят расчетную диаграмму потребностей автобусов по всем часам периода движения (рис.3 Приложения).
|
|
Площадь диаграммы представляет собой транспортную работу в автомобиле-часах на линии, требующихся для освоения данных перевозок. При равномерном распределении пассажиров по часам периода движения достаточно на линии иметь Аэ = 260/20 = 13 автобусов. В действительности же из-за неравномерности пассажиропотоков потребность в утренний час «пик» составляет 20 автобусов и является максимальной. При организации движения автобусов на городских маршрутах необходимо иметь резерв в количестве не менее 5 % от общей потребности и не всегда предприятия и объединения могут направлять на маршрут то количество автобусов, которое соответствует максимальной расчетной потребности в час «пик». В связи с этим в часы максимального спроса может появиться дефицит автобусов, а фактическое их число определяется из условия (4.14)
, (4.14)
где - максималъное расчетное число автобусов;
Кдеф - коэффициент дефицита.
В соответствии с этим числом автобусов проводится линия «максимум», автомобиле-часы лежащие выше этой линии, характеризуют дефицит подвижного состава.
В часы спада пассажиропотока (дежурного движения) потребность в автобусах на маршруте определяется не размерами пассажиропотока, а максимально допустимым интервалом движения Jmax (4.15):
(4.15)
Jmax находится в пределах 15-20 мин. для маршрутов, связывающих переферийные районы города между собой и 8-10 мин. для маршрутов центральной части города.
Количество автобусов, которое нужно иметь на маршруте для обеспечения максимальных интервалов движения в заданных пределах фиксируется линией «min». К расчетным автомобиле-часам (260 АЧ) необходимо добавить еще 7 АЧ (на рис. 4 Приложения обозначены знаком «+»). За вычетом двух автомобиле-часов, не обеспеченных автобусами в связи с дефицитом провозных средств транспортная работа составит 265 автомобиле-часов.
|
|
Режим движения, соответствующий рис. 3 Приложения, осуществить нельзя, т.к. автобус 18 должен работать только 2 часа, а автобусы 16 и 17 работают на линии 5-6 часов, но с недопустимо большим перерывом - 7 часов. Для выбора рационального режима работы автобусов на линии применяется графический метод, сущность которого состоит в следующем. Пустые и занятые клетки на диаграмме (автобусо-часы) можно перемещать по вертикали, не изменяя временного интервала. Нужно подобрать такое их расположение по вертикали, не добавляя лишних автомобиле-часов, по которому число занятых клеток в каждой из строк соответствовало бы желаемой продолжительности рабочих смен водителей. Одновременно выбирают для них обеденные перерывы и смены водителей.
Работу ведут в такой последовательности (рис. 4 Приложения):
- выравнивают диаграмму по верхнему максимальному пределу, приподнимая часть диаграммы за 10 часами на одну клетку.
- свободные клетки области А перемещают по вертикали вниз (рис. 5) в положение В, чтобы иметь желаемую продолжительность рабочих смен водителей. В результате получают разделение автобусов на односменные, двухсменные без выемки и с выемкой и трехсменные.
- решают вопросы перерывов так, чтобы в часы обеденных перерывов автобусы подменялись другими из расчета один автобус на два, стоящих на обеденном перерыве по 0,5 часа; один автобус на один, стоящий на перерыве один час. Автомобиле-часы работы автобусов, подменяющих находящихся на обеденном перерыве, отмечаются знаком "К" (компенсация), находящиеся на обеденном перерыве - буквой «П», пересменки автобусных бригад знаком «».
0кочательное (фактическое) распределение автобусов по пасам периода движения и по сменности представлено на рис. 5 Приложения. Фактическое количество автобусов А факт. заносят таблицу. Фактический интервал движения определяется по формуле и также заносится в таблицу показателей.