ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
I семестр
№ | Темы | Кол-во часов | ||
лекции | семинары | лабор | ||
Психология как наука, ее предмет, методы, структура и задачи. Проблема человека в психологии | ||||
Проблема и природа психического. Этапы развития психики | ||||
Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы | ||||
Память | ||||
Мышление и речь | ||||
Воображение | ||||
Внимание | ||||
Сознание и бессознательное | ||||
Деятельность и общепсихологическая теория деятельности | ||||
Мотивация | ||||
Эмоции и воля | ||||
Темперамент и характер | ||||
Способности | ||||
Личность. Психологические теории личности | ||||
Психологическое исследование | ||||
ИТОГО: |
Содержание семинарских занятий
I семестр
Тема 1 (2 часа)
|
|
Методы и структура современной психологии
1. Понятие метода исследования.
2. Классификация методов психологии по:
- В.Н. Дружинину,
- Б.Г. Ананьеву,
3. Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая).
4. Место психологии в системе наук (по Б. Кедрову)
5. Структура современной психологии.
Основные понятия:
Метод научного исследования, теория, теоретические методы, эмпирические методы, эксперимент, наблюдение, измерение, фундаментальные и прикладные исследования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы главные характеристики научного метода?
2. Какое место занимает психологический эксперимент в различных классификациях методов психологии?
3. Какую роль играют фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях психологии?
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005.
2. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-206 с.
3. Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с.
4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005.-333 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб.: Питер., 2001.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr6/568.php
8. Кедров Б.Г. Классификация наук. – Т.3. – М.: Мысль, 1985 [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html
|
|
Тема 2 (2 часа) Этапы развития психики
1. Критерии наличия психики (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, позиции А.Н. Леонтьева и К.К. Платонова).
2. Концепция этапов развития психики К.Бюлера.
3. Концепция этапов развития С.Л. Рубинштейна.
4. Концепция этапов происхождения психики А.Н. Леонтьева.
5. Критика К.К. Платоновым концепции А.Н. Леонтьева.
Литература:
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психикиhttp://qame.ru/book/common_psychology/problemi_razvitiya_psih/Проблемы%20Развития%20Психики%20-%20Леонтьев%20А.%20Н.%20(ПРП).doc
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности http://vidminno.com/text-56599-1.html
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 3 (2 часа)