1. Виды памяти (по длительности хранения информации, по характеру психической активности, по произвольности).
2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
3. Забывание как вид сохранения информации, закономерности забывания (закон Эббингауза, факторы, влияющие на забывание информации)
4. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.
5. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.
6. Самостоятельная письменная творческая работа: подбор игры и упражнений, направленных на развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста (подобрать по 2-3 игры, направленные на развитие образной (зрительной, тактильной, слуховой) и словесно-логической памяти)
Основные понятия:
Кратковременная память, долговременная память, объем кратковременной памяти, запоминание, сохранение, воспроизведение, произвольное и непроизвольное запоминание, компенсация, развитие.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова взаимосвязь между развитием и компенсацией?
2. Какое запоминание является наиболее эффективным в дошкольном возрасте? В младшем школьном?
3. В каком возрасте наиболее эффективным является развитие: а) двигательной, б) образной, в) словесно-логической памяти?
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
2. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,2011.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002.
4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – М.,1996.
5. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.,1995.
6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.
7. Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995.
8. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти: кибернетические аспекты. М.,1970.
9. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.,1970.
10. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя. – М.,1972.
11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,2000.
12. Развитие логической памяти у детей. – М.,1976.
13. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Эл. ресурс] http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_klatzky_pamiat/~ps_klatzky_pamiat.htm
14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/memory/psihologiya_pamyati/Гиппенрейтер%20Ю.Б.,%20Романов%20В.Я.%20Психология%20памяти.%20М.%20ЧеРо,%202002.%20816%20с/
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Эл. ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/ZNz-1961/ZNZ-001.HTM
16. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/
17. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя [Эл. ресурс]
http://www.pedlib.ru/Books/6/0408/6_0408-1.shtml
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии http://log-in.ru/books/praktikum-po-detskoiy-psikhologii-uruntaeva-g-a-afonkina-yu-a-vozrastnaya-psikhologiya/
Тема 6 (2 часа)