Цель изучения темы: сформировать общее представление о категории «личность» в общении.
Вопросы для обсуждения:
1. Общение и межличностные отношения (общение как обмен информацией (коммуникация); общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона); общение как взаимодействие (интерактивная сторона)).
2. Способы взаимодействия людей.
3. Структура общения
4. Речь и общение.
5. Барьеры общения.
6. Восприятие и понимание человека человеком.
7. Социализация, социальная установка, проблемы личности и группы. Этапы социализации индивида.
Терминологический тезаурус: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Том 1. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. – М., 1968.
4. Ильин И.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
5. Келли А.Дж. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1992.
Раздел 4. Индивидуально-психологические свойства личности
Практическое занятие № 3 (1пара)
Тема «Темперамент»
Цель изучения темы: Сформировать общее представление о психологической категории «темперамент».
Вопросы для обсуждения:
1. Представление об индивидуально-психологических особенностях личности.
2. Определение темперамента, представление о его природе и психологических проявлениях.
3. Соотношение темперамента и типа ВНД.
4. Структура темперамента по В.М. Русалову.
5. Виды темпераментов.
6. Свойства темперамента(активность, темпа, продуктивность, возбудимость, торможение, переключаемост ь)
7. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические).
8. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
9. Темперамент и личность. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.
Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик, характер, холерик, экстравертированность.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. – М., 1968.
4. Ильин И.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
5. Келли А.Дж. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1992.