Тема 2. Проблемы возрастной периодизации

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие: возраст, его виды, возрастная периодизация.

2. Принципы возрастной периодизации в концепциях отечественных психологов.

Литература: 1, с. 396-397; 3, с. 22-30; 5, с. 25-33.

Методические указания: освоить понятия возраста и возрастной пе­риодизации психического развития и научиться различать их, понять ос­новные принципы построения периодизации психического развития, вы­двинутые Л.С. Выготским. Осознать значение кризисных периодов в пси­хическом развитии человека, научиться применять полученные знания на практике.

Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, кризис трех лет, негативизм, обесцени­вание взрослых, орудийно-предметная деятельность, протест-бунт, само­сознание, самооценка, своеволие, упрямство.

ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА

(книга-Урунтаева Психология дошкольника)

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Раскройте возрастные границы дошкольного возраста, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные ново­образования.

Периодизация Д. В. ЭльконинаМладенческий возраст-0-1 год. Раннее детство-1-3 года Дошкольный возраст- 3-7 лет. Младший школьный возраст-7-II лет.

2.Готовность дошкольников к школьному обучению: а) физическая; б) социально-психологическая; в) психологическая (личностная и познава­тельная).

3.Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

4.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника: а) основные компоненты сюжетно-ролевой игры; б) развитие игры; в) роль игры в пси­хическом развитии.

5.Познавательная деятельность дошкольника.

6.Особенности личности.

Литература: 1, с. 428-444; 3, с.73-84; 5, с. 97-107.

Методические указания: охарактеризовать психическое развитие ре­бенка дошкольного возраста, осознать роль игры в психическом развитии ребенка, научиться анализировать социальную ситуацию развития дошко­льника.

Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с прави­лами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельно­сти детей, сюжетно-ролевая игра.

ТЕМА 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Общая характеристика младшего школьника.

2. Учебная деятельность как основной вид деятельности младшего школьника.

3. Познавательная деятельность младшего школьника.

4. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.

5. Особенности личности и ее формирование в младшем школьном воз­расте.

6. Индивидуальные особенности младшего школьника, принципы их изучения. Индивидуальный подход.

7. Особенности взаимоотношения младшего школьника со взрослы­ми и сверстниками.

Литература: 1, с. 450-457; 3, с. 97-103; 5, с. 126-133.

Методические указания: выделить особенности развития личности младшего школьника, уметь определять характер общения младшего школьника; должен обратить внимание на формирование моральных ка­честв личности, появление социальных мотивов поведения и уметь при­менять полученные знания на практике.

Терминологический тезаурус: компенсаторная мотивация, мотива­ция достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, само­сознание, уровень притязания, чувство компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: