Вопросы для самостоятельного изучения
1. Понятие: возраст, его виды, возрастная периодизация.
2. Принципы возрастной периодизации в концепциях отечественных психологов.
Литература: 1, с. 396-397; 3, с. 22-30; 5, с. 25-33.
Методические указания: освоить понятия возраста и возрастной периодизации психического развития и научиться различать их, понять основные принципы построения периодизации психического развития, выдвинутые Л.С. Выготским. Осознать значение кризисных периодов в психическом развитии человека, научиться применять полученные знания на практике.
Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, кризис трех лет, негативизм, обесценивание взрослых, орудийно-предметная деятельность, протест-бунт, самосознание, самооценка, своеволие, упрямство.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА
(книга-Урунтаева Психология дошкольника)
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Раскройте возрастные границы дошкольного возраста, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования.
Периодизация Д. В. ЭльконинаМладенческий возраст-0-1 год. Раннее детство-1-3 года Дошкольный возраст- 3-7 лет. Младший школьный возраст-7-II лет.
2.Готовность дошкольников к школьному обучению: а) физическая; б) социально-психологическая; в) психологическая (личностная и познавательная).
3.Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
4.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника: а) основные компоненты сюжетно-ролевой игры; б) развитие игры; в) роль игры в психическом развитии.
5.Познавательная деятельность дошкольника.
6.Особенности личности.
Литература: 1, с. 428-444; 3, с.73-84; 5, с. 97-107.
Методические указания: охарактеризовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста, осознать роль игры в психическом развитии ребенка, научиться анализировать социальную ситуацию развития дошкольника.
Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.
ТЕМА 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Общая характеристика младшего школьника.
2. Учебная деятельность как основной вид деятельности младшего школьника.
3. Познавательная деятельность младшего школьника.
4. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
5. Особенности личности и ее формирование в младшем школьном возрасте.
6. Индивидуальные особенности младшего школьника, принципы их изучения. Индивидуальный подход.
7. Особенности взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.
Литература: 1, с. 450-457; 3, с. 97-103; 5, с. 126-133.
Методические указания: выделить особенности развития личности младшего школьника, уметь определять характер общения младшего школьника; должен обратить внимание на формирование моральных качеств личности, появление социальных мотивов поведения и уметь применять полученные знания на практике.
Терминологический тезаурус: компенсаторная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, самосознание, уровень притязания, чувство компетентности.