Занимая пограничное положение между Западом и Востоком, Византия подвергалась давлению с двух сторон. С Запада, особенно в эпоху Великого переселения народов, наседали варвары, а затем папский Рим (вспомним четвертый крестовый поход, когда крестоносцами был разорен и сожжен Константинополь). С Востока угроза исходила от арабов, турок, степных кочевников. Тот факт, что тысячу лет Восточная империя не поддалась влиянию ни той, ни другой стороны, наводит на мысль, нечто в ее государственном устройстве помогало ей уживаться с теми, кто тревожил ее границы.
Это была знаменитая "наука об управлении варварами" — совокупность средств по обращению окружающих народов, уступавших в развитии, из угрозы в фактор безопасности собственных границ.
Эта составляющая византийской политики подробно описывается в труде "История дипломатии". Окружающим народам могли платить за оборону границ империи, иным из них жаловали пышные титулы и знаки отличия; предоставляли также землю на границах империи, а их князей женили на представительницах знатных византийских фамилий и т.д.
|
|
Некоторые из этих приемов использовались и русскими императорами при присоединении ими новых земель.
Например, в 1801 г. Грузия была присоединена к России, в том числе на условии, что грузинское дворянство получало права российского дворянства.
"Наконец, Восточная империя по своему этнографическому составу и по своим учреждениям представляет в себе протест против того утверждения, что тип, по которому сложилась западноевропейская история, есть универсальный тип".
Действительно, Византия самим своим существованием и удачной национальной политикой опровергала утверждение, что единственным жизнеспособным государственным образованием является государство-нация. Так же как этот принцип опровергался и Россией на протяжении всей ее истории.
Успенский выделяет еще одно важное следствие положения страны на пересечении, цивилизаций: это обогащение культурной и духовной жизни народа.