Влияние Византии на характер внешней политики России

Враждебность Запада русские навлекли на себя потому, что были упрямыми приверженцами чуждой ему цивилизации.
А.Дж.Тойнби

Евразия — ключевой континент планеты; Россия — ключевая страна Евразии. До нее подобное положение — "на пересечении миров" — занимала Византия, а потому многие из принципов взаимоотношений Византии с окружающим миром перешли от нее к России.

Принадлежность страны к той или иной цивилизации определяется множеством факторов, и в первую очередь религиозным. Россия потому не входит в Запад (что, как видим, подтверждает и Тойнби), что в X в. она выбрала византизм, а не латинство. Именно тогда будто стена встала между Россией и Западом, которая вот уже второе тысячелетие препятствует включению России в западную цивилизацию, на чем неизменно настаивала компрадорская часть нашей элиты (впрочем, считающая себя "продвинутой").

Считается, что причина той враждебности Запада к Византии, которая перекинулась и на Россию, заключается в титуле императора, оставшегося на Востоке от Римской империи.

Россия – наследница Византии

Все христианские царства сошлись в твоем царстве,
После же этого мы ожидаем царства, которому несть конца.
Филофей

Приняв христианство по византийскому образцу, Русь формально попала в зависимость Византии (земли крещенных ими варваров греки автоматически включали в состав своей империи). Однако, едва ли найдем подтверждение тому, что Византия обходилась с Русью как с вассалом. Их взаимоотношения носили характер отношения равных, особенно по мере возвышения Московского княжества.

На Руси же признавалось только верховенство константинопольского патриарха. Русская церковь подчинялась византийской, практически все русские митрополиты, вплоть до падения империи, были греками. Однако, как отмечает игумен Иоанн Экономцев, византийское духовенство никогда не пользовалось своим привилегированным положением на Руси, чтобы вмешиваться в ее внутренние дела, византийские императоры никогда не требовали от русских князей повиновения им как сеньорам.

Заключение

Византийская империя – это империя, с историей которой связано наиболее важное событие, произошедшее с Россией – это, конечно же, крещение Руси в 988 году по византийскому обряду. Это событие стало начальной точкой отсчета для Русского государства: от греков к нам пришла также и письменность (знаменитые Мефодий и Константин, переводившие греческие книги на славянский язык), а с письменностью пришло русское образование и русские книги, что привело впоследствии к созданию «Повести временных лет» монахом Нестором – одному из главных документов, по которому мы узнали о прошлом России. Православие, пришедшее к нам из Византии, до сих пор является одной из самых многочисленных религий в России. А в СССР использовали византийский прием – «науку об управлении варварами». В Советской России так же, как и в Византии, присоединяли к своей территории менее развитые страны, чтобы они защищали границы. Это один из примеров приемов, дошедших до нас из Византии.

Итак, Византийская империя стала важной вехой в истории России. Она укрепила нашу культуру, принесла новое в наш быт и в социальные отношения. Русь стала такой, какой мы видим ее сейчас в том числе и благодаря влиянию Византии в самом начале становления Русского государства.

Эссе

Одна из популярнейших историй возникновения русского народа – это норманнская теория, в которой говорится о том, что наши предки позвали варяг править ими. Действительно ли это верно? Было ли такое на самом деле? Неизвестно, в данном случае, можно сказать, время стерло истину, и ее незначительные осколки, дошедшие до нас, дробятся на различные теории: «с Дуная», «Да, скифы мы», «Теория Гелленталя», «Две прародины», «Сами мы местные». В общем, достаточно сложно ответить на вопрос: «Откуда появился русский народ?».

В то же время, гораздо легче определить, откуда пришли религия и культура. На этот вопрос есть вполне однозначный ответ: Византия. Именно от туда к нам пришло православное христианство. Так же из Царьграда к нам пришла иконопись, появилось образование и открылись новые ремесла...

Так как же развивались отношения между Византией и Россией? Понятно, что, как менее развитые и богатые, русы неоднократно грабили Константинополь. Когда-то походы были успешными, когда-то нет. И тогда Русь решила найти более стабильный источник дохода: торговля. Так и начались взаимоотношения Древней Руси и Византийской империей. Почему? Потому что торговля подразумевает дипломатию, мирные отношения, обмен товарами и, следовательно, культурами. И ведь правильно! Русские купцы, приезжая торговать в Византию, замечали богатство и красоту Константинополя, недаром ему дано впоследствии имя Царьград. Также, я считаю, они не могли пройти мимо храмов и соборов. Их красота, чистота, аскетизм и единый Бог не могли не привлечь купцов Руси. А это означает, что крещенные по византийскому обряду были гораздо раньше Ольги и даже Аскольда и Дира.

Следующий этап взаимоотношений – это крещение Руси в 988 году. Этот ход бы выгоден Руси, так как он бы способствовал централизации и укреплению Киевскому государству: разобщенность различных славянских племен, появившаяся, прежде всего из-за их многобожия, различного быта и отличающегося языка, мешала Владимиру в образовании одного единого и крепкого государственного образования.

Сначала Владимир Святославович решил составить один главный пантеон, состоящий из Хърса, Даждьбога, Стрибога, Семарьгла и Макоши. Но данная затея оказалась провальной, так как князь посчитал, что в пантеоне достаточно шесть богов, а остальные, иногда не менее важные, чем те, которых он оставил, просто не нужно. Это и была его ошибка. История показала, что люди готовы отстаивать свою веру, убеждения и виденье мира до последней капли крови. Войны, войны, войны, которые в будущем будут вызваны не только какими-либо политическими конфликтами, но и религиозными наглядно демонстрируют данную точку зрения. Итак, Владимир ошибся, славяне не хотели мириться с тем, что их богов не включили в «главных».

Вот мы и подошли к главному: Владимир Красное Солнышко решил, что нужна вера, где есть только один Бог. Такому условию удовлетворяли Католическое и Православное христианство и Ислам. От исламизма князь отказался из-за того, что у них не было какого-либо оплота веры, не было никакого центра, который бы распространял свою веру. Тогда осталось только христианство. Но от католицизма Владимир отказался, потому что в этом направлении церковь свободно могла вмешиваться в дела государства, а глава церкви был выше и почитаемее, чем законный государь. Это очень ему не понравилось, поэтому он и выбрал православное христианство. Также одна из причин это «превосходство содержания над формой», то есть в византизме сама вера значила гораздо больше, чем ее внешняя красота. Конечно, в дальнейшем, простота и аскетизм православия сыграл отрицательную роль в развитии России, но именно во время Древней Руси эта вера была необходима.

Вместе с религией в Русь пришла и культура. Византийцы учили руссов их зодчеству: строительству храмов, монастырей, церквей. Учили украшать их: показали искусство создания винтажа, фресок, показали иконопись. Так же они привозили с собой научную литературу – книги, а затем образовывали первые прицерковные школы.

Таким образом, Россия почерпнула очень многое из Византии. Все то европейское, что есть в нашей культуре, пришло также оттуда: Римская Империя находилось в Европе, после ее краха образовалась Западная и Восточная Римская империя, а Восточная и была, собственно, Византией.

В заключении хочу сказать, что после падения Византийской Империи России перешла ее обязанность хранить Православие, что отразилось в теории «Москва – третий Рим». А так же византийские регалии: бармы Старой Рязани, Шапка Мономаха также связана с этой империей. Стоит упомянуть и то, что само слово «царь» имеет те же корни, как и «император» впоследствии в России.

Итак, Византия сыграла огромнейшую роль в становлении Русского государства. Без ее влияния Россия, что древняя, что нынешняя, была бы совсем другой. Было ли это лучше для Руси? Есть вероятность, что, да, так и есть. Но ведь могло бы быть гораздо хуже?.. Так или иначе, ответ на этот вопрос также сокрыт в глубине истории.

12. Хронологическая таблица

988 г. – крещение Руси.

324—330 гг. – создание Константинополя.

1492 г. - митрополит Зосима впервые официально провозглашает Москву «Новым Градом Константина».

1351 г. – официальное признание Исихазм.

1524—1547 гг. – монах Филофей разработал теорию «Москва – третий Рим».

1589 г. – теория о «третьем Риме» была использована в качестве богословского обоснования учреждения патриаршества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: