Мы рассмотрели структуру общения, его средства и механизмы. Естественно, возникает вопрос о видах общения.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что по характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы, о которых мы говорили ранее,
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
|
|
1. Сила и степень восприятия в общении зависит от:
- индивидуально-личностных характеристик участников общения;
- специальных факторов;
- того, что общение осуществляют впервые или с людьми, с которыми уже достаточно хорошо знакомы;
- сложившегося стереотипа, представлениях о каких-либо явлениях или людях, группах людей;
- психологических черт, возраста, социального слоя, профессии участников общения;
- факторов привлекательности, отношения друг к другу;
- жизненного опыта и интеллекта и др.
Психологические механизмы восприятия и понимания:
- идентификация – (опознание, отождествление с собой) – уподобление самому себе;
- эмпатия – (сопереживание) – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания;
- рефлексии – (обращение назад) – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (т. е. удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.