Философия науки эпохи Возрождения |
- познавательные способности и возможности человека - источник и важнейшая предпосылка науки (Л. да Винчи, Э. Роттердамский М.Монтень) - наука - высшая форма познания, возникшая в результате эволюции природы и присущего ей свойства отражения (Н.Кузанский, Н.Коперник) - необходимость эксперимента, моделирования и математической формализации научных знаний (Г.Галилей) |
Философия науки XIX – XX веков |
- всеобщность (тотальность) науки как субстанциального свойства и способности человека, панлогизм (Г.Гегель); - наука как высшая степень развития природных качеств и познавательных способностей людей (Г.Гегель); - наука - непосредственная производительная и революционно-преобразующая сила общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов, В.Ленин); - божественный характер науки (В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский, Ж.Маритен, Э.Жильсон); - идея ноосферы (К.Федоров, В.Вернадский, Г. де Шарден); - иррациональный бессознательный характер науки (Н Лосский, А, Бергсон, З.Фрейд, Э.Фромм); - наука - важнейшее средство приспособления и выживания человека в чуждом мире, страх перед неизведанным - исходная точка науки, волевой характер науки, гениальность - важнейшее качество настоящего ученого (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, АКамю, Ж.-П. Сартр, К.Яс-перс, М.Хайдеггер); - наука есть социальный институт общества, система социальных связей и отношений между людьми (Т.Парсонс, Р.Мертон); - договорная концепция научной истины (Дж.Агасси. Дж.Уоткинс, У.Бартон, Х.Шпиннер); - анализ структуры научного знания, методов проверки его истинности, динамики и роста (М.Шлик, Р.Карнап, К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд) |
Философия Просвещения и Нового Времени |
- научно-познавательная деятельность - главный предмет философии, центр всех философских размышлений - цель науки - управление природой, опыт и индукция - основные методы научного познания, а научная революция способна изменить несовершенное общество (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Б.Спиноза) - сомнение - исходная точка науки, человеческий разум - ее источник, очевидность и ясность мысли - критерии научной истины (Р.Декарт, Г.Лейбниц) - решающая роль науки в жизни человечества, критерий научной истины - практика как индивидуальный опыт людей, а интересы отдельных слоев общества могут искажать результаты науки (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах, Ж. де Ламетри, Ш.Монтескье) - сомнение в силе науки (Дж.Беркли, Д.Юм, И.Кант) |
|
|
Философия науки
Философия науки-философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности и процесс развития научного знания
|
|
Основные концепции современной философии науки. |
Теория роста научного знания (фальсификационизм) К Поппера Главная задача философии -«демаркация», т.е. отделение научного знания от ненаучного. Методом «демаркации» является так называемая «фальсификация». Любое утверждение, относящееся к науке, принципиально опровержимо (фальсифицируемое). Высказывания, которые могут быть фальсифицируемы, являются эмпирическими. Теория, которая м.б. опровергнута, также является эмпирической. Общие понятия и общие знания невозможно объяснить индуктивными средствами, так как эти знания не разложимы на чувственно данные элементы. Но общие понятия необходимы, без них невозможна наука. Рост научного знания состоит в выдвижении новых гипотез и осуществлении их опровержения, В результате этого решаются научные проблемы. |
Концепция исторической динамики научного знания Т.Куна Основной единицей измерения процесса развития науки является так называемая «парадигма». «Парадигма» представляет собой совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. В развитии науки есть периоды «нормальной науки» и периоды научных революций. Научные революции означают смену парадигм. Смена парадигмы есть переход от одного способа мышления к другому. При смене парадигмы изменяются критерии научности и рациональности. Между парадигмами невозможно установить какие-либо логические отношения. Факты, лежащие в основе новой парадигмы, не связаны с фактами, на которых основывалась прежняя парадигма |
Универсальная концепция развития науки И.Лакатоса Развитие науки есть процесс конкуренции «научно-исследовательских программ». «Научно-исследовательская программа» - это серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. «Научно-исследовательская программа» состоит из ядра, защитного пояса, позитивной и негативной эвристики. Ядро - совокупность конкретно научных и онтологических допущений, сохраняющихся во всех теориях научно-исследовательской программы. Защитный пояс - совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяемых от теории к теории. Позитивная и негативная эвристика - методологические правила, способствующие позитивному развитию «научно - исследовательской программы» и ограничивающие множество возможных путей исследования |
Философско-научная концепция П.Фейерабенда Процесс роста научного знания осуществляется в результате действия механизма размножения теорий (пролиферации). Одновременно существуют различные конкурирующие теории, содержащие равноправные типы знания. Данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки - это периоды борьбы альтернатив. Кроме теоретической нагруженности научное знание еще нагружено и идеологически. Понятия истинности и объективности знания имеют относительный характер, так же как и критерии рациональности. Нет никакого универсального метода познания, так как развитие знания предполагает отказ от старых методов |
Основные этапы формирования и развития философии науки. |
I. (вторая половина ХIХ в.) Изучение проблем, связанных с исследованием психологических и индуктивно- логических процедур опытного познания (У.Уэвелл, Дж.С.Милль, О.Конт, Г.Спенсер) |
II. (до 30-х гг. ХIХ в.) Осмысление революционных процессов в науке на рубеже XIX-XX веков (Э.Мах, М.Планк, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, Н.Бор, П.Дютем и другие) |
III. (до 60-х гг. ХХ в.) Исследование проблем, связанных с анализом языка науки и логики развития научного знания (М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейенбах, К.Гемпель, К. Поппер и др.) |
IV. (после 60-х гг. ХХ в.) Исследование процесса историче ской динамики знания и влияния на развитие науки социокультурных факторов (Х.Альберт, Э.Топич, Д.Уоткинс, Т.Кун, И.Лакатос, Дж.Агасси) |
|
|
* Одновременно существуют различные конкурирующие теории, содержащие равноправные типы знания. Данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. * Самые плодотворные периоды развития науки - это периоды борьбы альтернатив. * Кроме теоретической загруженности научное знание еще нагружено и идеологическим. * Понятия истинности и объективности знания имеют относительный характер, так же как и критерии рациональности. * Нет никакого универсального метода познания, так как развитие знания предполагает отказ от старых методов |
* Методом "демаркация" является так называемая "фальсификация". Любое утверждение, относящееся к науке, принципиально опровержимо (фальсифицируемо). * Высказывания, которые могут быть фальсифицируемы, являются эмпирическими. Теория, которая может быть опровергнута, также является эмпирической. * Общие понятия и общие знания невозможно объяснить индуктивными средствами, так как эти знания не разложимы на чувственно - данные элементы. Но общие понятия необходимы, без них невозможна наука. * Рост научного знания состоит в выдвижении новых гипотез и осуществлении их опровержения. В результате этого решаются научные проблемы |
* "Парадигма" представляет собой совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. * В развитии науки есть периоды "нормальной науки" и периоды научных революций. * Научные революции означают смену парадигм. Смена парадигмы есть переход от одного способа мышления к другому. * При смене парадигмы изменяются критерии научности и рациональности. * Между парадигмами невозможно установить какие-либо логические отношения. Факты, лежащие в основе новой парадигмы, не связаны с фактами, на которых основывалась прежняя парадигма |
* "Научно-исследовательская программа" - это серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. * "Научно-исследовательская программа" состоит из ядра, защитного пояса, позитивной и негативной эвристики. Ядро - совокупность конкретно- научных и онтологических допущений, сохраняющихся во всех теориях научно -исследовательской программы. Защитный пояс - совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяемых от теории к теории. Позитивная и негативная эвристика - методологические правила, способствующие позитивному развитию "научно-исследовательской программы" и ограничивающие множество возможных путей исследования |
|
|
О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах, Р.Авенариус |
Дж. Беркли, Д.Юм |
Венский кружок (1922 г.) Организатор - руководитель кафедры философии индуктивных наук Венского университета Мориц Шлик (1882-1936) |
Логический позитивизм (М.Шлик, О.Нейрат, Б.Рассел, К.Гедель, Г.Фейл, Р.Каркан и др.) |
Единственным истинным знанием является только специальное научное знание. Прежняя философия не является таковым. Поэтому она есть бессмысленная метафизика. Ее понятия лишены смысла, ибо они не могут быть проверены эмпирическим опытом |
Задача «новой философии» состоит не в систематизации и обобщении специально-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания |
Опыт не материален и не идеален. Он нейтрален, ибо основан на личностно-психологических переживаниях. Опыт не существует без и вне субъекта. Субъект на основе своих ощущений при помощи логических приемов творит теоретическую модель мира |
Предмет «новой философии»- язык науки как способ выражения научного знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможности выражения его в языковых формах |
Все научное знание должно быть сводимым (редуцируемым) к эмпирическим фактам Прежние философские выводы не сводимы к эмпирическому опыту. Поэтому они не научны |
Научное знание воспроизводит не объективные процессы природы и общества, а некоторые субъективные состояния восприятий, которые каким-то образом фиксируются в языковых формах |
Критерий научности и истинности знания - верификация. Суть ее состоит в редуцировании всякого научного знания к совокупности так называемых «протокольных предложений», фиксирующих данные «чистого опыта». Факты «чистого опыта» есть не что иное, как ощущения субъекта |