Исторические этапы развития философских представлений о науке (продолжение)

Философия науки эпохи Возрождения
- познавательные способности и возможности человека - источник и важнейшая предпо­сылка науки (Л. да Винчи, Э. Роттердамский М.Монтень) - наука - высшая форма познания, возникшая в результате эволюции природы и присуще­го ей свойства отражения (Н.Кузанский, Н.Коперник) - необходимость эксперимента, моделирова­ния и математической формализации науч­ных знаний (Г.Галилей)
Философия науки XIX – XX веков
- всеобщность (тотальность) науки как субстанциального свойства и способно­сти человека, панлогизм (Г.Гегель); - наука как высшая степень развития при­родных качеств и познавательных спо­собностей людей (Г.Гегель); - наука - непосредственная производи­тельная и революционно-преобразующая сила общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов, В.Ленин); - божественный характер науки (В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский, Ж.Маритен, Э.Жильсон); - идея ноосферы (К.Федоров, В.Вернадский, Г. де Шарден); - иррациональный бессознательный харак­тер науки (Н Лосский, А, Бергсон, З.Фрейд, Э.Фромм); - наука - важнейшее средство приспособ­ления и выживания человека в чуждом мире, страх перед неизведанным - ис­ходная точка науки, волевой характер науки, гениальность - важнейшее качест­во настоящего ученого (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, АКамю, Ж.-П. Сартр, К.Яс-перс, М.Хайдеггер); - наука есть социальный институт общест­ва, система социальных связей и отноше­ний между людьми (Т.Парсонс, Р.Мертон); - договорная концепция научной истины (Дж.Агасси. Дж.Уоткинс, У.Бартон, Х.Шпиннер); - анализ структуры научного знания, мето­дов проверки его истинности, динамики и роста (М.Шлик, Р.Карнап, К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд)
Философия Просвещения и Нового Времени
- научно-познавательная деятельность - главный предмет философии, центр всех философских размышлений - цель науки - управление природой, опыт и индукция - основные методы научного познания, а научная революция способна изменить несовершенное общество (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Б.Спиноза) - сомнение - исходная точка науки, чело­веческий разум - ее источник, очевид­ность и ясность мысли - критерии науч­ной истины (Р.Декарт, Г.Лейбниц) - решающая роль науки в жизни человече­ства, критерий научной истины - практи­ка как индивидуальный опыт людей, а интересы отдельных слоев общества мо­гут искажать результаты науки (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах, Ж. де Ламетри, Ш.Монтескье) - сомнение в силе науки (Дж.Беркли, Д.Юм, И.Кант)


Философия науки

Философия науки-философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной дея­тельности и процесс развития научного знания

Основные концепции современной философии науки.
Теория роста научного знания (фальсификационизм) К Поппера   Главная задача философии -«демаркация», т.е. отделение на­учного знания от ненаучного. Методом «демаркации» является так называемая «фальсификация». Любое ут­верждение, относящееся к науке, принципиально опровержимо (фальсифицируемое). Высказы­вания, которые могут быть фальсифи­цируемы, являются эмпириче­скими. Теория, которая м.б. оп­ровергнута, также является эм­пирической. Общие понятия и общие знания невозможно объ­яснить индуктивными средства­ми, так как эти знания не разло­жимы на чувственно данные элементы. Но общие понятия не­обходимы, без них невозможна наука. Рост научного знания со­стоит в выдвижении новых гипо­тез и осуществлении их опровер­жения, В результате этого реша­ются научные проблемы.
Концепция исторической динамики научного знания Т.Куна   Основной единицей измерения про­цесса развития науки является так называемая «парадигма». «Парадигма» пред­ставляет собой совокупность убеж­дений, ценностей и технических средств, принятых научным сообще­ством и обеспечивающих существо­вание научной традиции. В развитии науки есть периоды «нормальной науки» и периоды научных револю­ций. Научные революции означают смену парадигм. Смена парадигмы есть переход от одного способа мышления к другому. При смене па­радигмы изменяются критерии науч­ности и рациональности. Между пара­дигмами невозможно установить ка­кие-либо логические отношения. Факты, лежащие в основе новой па­радигмы, не связаны с фактами, на которых основывалась прежняя па­радигма
Универсальная концепция развития науки И.Лакатоса   Развитие науки есть процесс конку­ренции «научно-исследовательских программ». «Научно-исследовательская программа» - это серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной сово­купностью базисных идей и принци­пов. «Научно-исследовательская про­грамма» состоит из ядра, защитного пояса, позитивной и негативной эв­ристики. Ядро - совокупность кон­кретно научных и онтологических допущений, сохраняющихся во всех теориях научно-исследовательской программы. Защитный пояс - сово­купность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсифи­кации и изменяемых от теории к тео­рии. Позитивная и негативная эври­стика - методологические правила, способствующие позитивному разви­тию «научно - исследовательской программы» и ограничивающие множество возможных путей иссле­дования
Философско-научная концепция П.Фейерабенда   Процесс роста научного знания осуществляется в результате дейст­вия механизма размножения теорий (пролиферации). Одновременно су­ществуют различные конкурирую­щие теории, содержащие равно­правные типы знания. Данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки - это периоды борьбы альтер­натив. Кроме теоретической нагруженности научное знание еще на­гружено и идеологически. Понятия истинности и объективности знания имеют относительный характер, так же как и критерии рациональности. Нет никакого универсального мето­да познания, так как развитие зна­ния предполагает отказ от старых методов
Основные этапы формирования и развития философии науки.
I. (вторая половина ХIХ в.) Изучение проблем, связанных с исследованием психологиче­ских и индуктивно- логиче­ских процедур опытного по­знания (У.Уэвелл, Дж.С.Милль, О.Конт, Г.Спенсер)
II. (до 30-х гг. ХIХ в.) Осмысление революционных про­цессов в науке на рубеже XIX-XX веков (Э.Мах, М.Планк, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, Н.Бор, П.Дютем и другие)
III. (до 60-х гг. ХХ в.) Исследование проблем, связанных с анализом языка науки и логики развития научного знания (М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейенбах, К.Гемпель, К. Поппер и др.)
IV. (после 60-х гг. ХХ в.) Исследование процесса историче ской динамики знания и влияния на развитие науки социокультурных факторов (Х.Альберт, Э.Топич, Д.Уоткинс, Т.Кун, И.Лакатос, Дж.Агасси)


* Одновременно существуют различные конкурирующие теории, содержащие равно­правные типы знания. Дан­ное обстоятельство способ­ствует росту знания и разви­тию личности. * Самые плодотворные пе­риоды развития науки - это периоды борьбы альтерна­тив. * Кроме теоретической загруженности научное зна­ние еще нагружено и идео­логическим. * Понятия истинности и объ­ективности знания имеют относительный характер, так же как и критерии рацио­нальности. * Нет никакого универсаль­ного метода познания, так как развитие знания предпо­лагает отказ от старых мето­дов
* Методом "демаркация" яв­ляется так называемая "фальсификация". Любое утверждение, относя­щееся к науке, принципиально опровержимо (фальсифицируемо). * Высказывания, которые могут быть фальсифицируемы, являются эмпирическими. Теория, ко­торая может быть опровергнута, так­же является эмпирической. * Общие понятия и общие знания невозможно объяснить индуктивными средствами, так как эти знания не разло­жимы на чувственно - данные элементы. Но общие понятия необходимы, без них невоз­можна наука. * Рост научного знания состо­ит в выдвижении новых гипо­тез и осуществлении их опровержения. В результате этого решаются научные проблемы
* "Парадигма" представляет собой совокупность убежде­ний, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечи­вающих существование на­учной традиции. * В развитии науки есть пе­риоды "нормальной науки" и периоды научных револю­ций. * Научные революции озна­чают смену парадигм. Смена парадигмы есть переход от одного способа мышления к другому. * При смене парадигмы из­меняются критерии научно­сти и рациональности. * Между парадигмами не­возможно установить какие-либо логические отношения. Факты, лежащие в основе новой парадигмы, не связаны с фактами, на которых осно­вывалась прежняя парадиг­ма
* "Научно-исследовательская программа" - это серия сме­няющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. * "Научно-исследовательская программа" состоит из ядра, защитного пояса, позитивной и негативной эвристики. Ядро - совокупность конкрет­но- научных и онтологиче­ских допущений, сохраняю­щихся во всех теориях научно -исследовательской програм­мы. Защитный пояс - совокуп­ность вспомогательных гипо­тез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяемых от теории к теории. Позитивная и негативная эв­ристика - методологические правила, способствующие по­зитивному развитию "научно-исследовательской програм­мы" и ограничивающие мно­жество возможных путей ис­следования
Философия науки (продолжение)

О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах, Р.Авенариус
Дж. Беркли, Д.Юм
Венский кружок (1922 г.) Организатор - руководитель кафедры философии индуктивных наук Венско­го университета Мориц Шлик (1882-1936)
5.3. Неопозитивизм

Логический позитивизм (М.Шлик, О.Нейрат, Б.Рассел, К.Гедель, Г.Фейл, Р.Каркан и др.)
Единственным истинным знанием является только специальное научное знание. Прежняя фило­софия не является тако­вым. Поэтому она есть бессмысленная метафи­зика. Ее понятия лишены смысла, ибо они не могут быть проверены эмпири­ческим опытом
Задача «новой филосо­фии» состоит не в систе­матизации и обобщении специально-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания
Опыт не материален и не идеален. Он нейтрален, ибо основан на личностно-психологических пе­реживаниях. Опыт не существует без и вне субъекта. Субъект на ос­нове своих ощущений при помощи логических приемов творит теорети­ческую модель мира
Предмет «новой филосо­фии»- язык науки как способ выражения науч­ного знания, а также дея­тельность по анализу это­го знания и возможности выражения его в языко­вых формах
Все научное знание должно быть сводимым (редуцируе­мым) к эмпирическим фактам Прежние философские выво­ды не сводимы к эмпириче­скому опыту. Поэтому они не научны


Научное знание воспроизво­дит не объективные процессы природы и общества, а неко­торые субъективные состоя­ния восприятий, которые ка­ким-то образом фиксируются в языковых формах
Критерий научности и истин­ности знания - верификация. Суть ее состоит в редуциро­вании всякого научного зна­ния к совокупности так называемых «про­токольных предложений», фиксирующих данные «чисто­го опыта». Факты «чистого опыта» есть не что иное, как ощущения субъекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: