Социометрическая методика

Назначение: изучение межличностных отношений в классе (измерение степени сплочённости-разобщённости класса; выявление социометрического статуса отдельных учащихся; обнаружение сплочённых образований (неформальных групп) в классе, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры).

Время обследования: до 10 минут.

Форма проведения: групповая.

Процедура исследования. Учащимся предлагается выбрать из числа своих одноклассников тех, с которыми они хотели бы вместе учиться, работать, отдыхать и т.д. Количество выборов, которые им предлагается сделать, зависит от количества учащихся в классе (менее 20 учащихся – 2 выбора; 20 и более – 3 выбора).

Вопросы о желании ученика совместно с кем-либо из своих товарищей участвовать в определённой деятельности называются критериями выбора. Критерии должны соответствовать возрасту учащихся и целям исследования. Одни из них направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

Примерные критерии:

1. С кем из одноклассников вы хотели бы сидеть за одной партой?

2. Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения?

3. С кем из вашего класса вы охотно согласились бы вместе выполнять поручение, учебное задание?

4. С кем из вашего класса вы хотели бы вместе пойти в поход?

5. С кем из вашего класса вы хотели бы продолжать учиться в одном классе, если бы ваш класс расформировали?

Инструкция: Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных ими одноклассников.

Обработка результатов. Результаты выборов учащимися своих одноклассников заносятся в специальную таблицу (социоматрицу). Затем на основании социоматрицы строится социограмма, представляющая собой четыре концентрические окружности, в которые помещают номера всех учащихся класса:

Номер круга социограммы от центра Количество полученных выборов Социометрический статус
Первый Не менее, чем в два раза больше среднего количества выборов* «Звезда»
Второй Среднее и выше среднего количества выборов «Предпочитаемый»
Третий Меньше сред­него, но не равное нулю «Пренебрегаемый»
Четвёртый Равное нулю «Изолированный»

*Среднее количество выборов определяется как отношение общего количества выборов, сделанных всеми учащимися, к количеству учащихся данного класса.

Номера учащихся женского пола на социограмме обводят в круг. Номера учащихся мужского пола - помещают в треугольник. Взаимный выбор обозначают двусторонней стрелкой между двумя соответствующими номерами, невзаимный — односторонней стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

Представляемые на социограмме данные нередко для получения более подробной информации о характере межличностных отношений в классе дополняются числовыми показателями – индексами. Наиболее известный из них – индекс групповой сплочённости (ИГС):

О сплочённости класса говорят, если ИГС > 0,6.

Пример. Проведено социометрическое исследование класса из 8 человек.

Социоматрица

Ф.И.О. выбирающего Порядковые номера выбираемых   Сделано выборов
п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
1. Васильев             + +  
2. Дмитриева +             Å  
3. Иванова   +           Å  
4. Михайлов         Å   Å    
5. Мишина       Å     Å    
6. Петров         +     +  
7. Сидорова Си       Å Å        
8. Смирнов   Å Å            
Получено выборов                  
Из них взаимных выборов                  
Социометрический статус III II III II II IV II I ##

Обозначения: I – «Звёзды»; II – «Предпочитаемые»;

III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные».


Социограмма

 
 


На основании социограммы можно сделать вывод о том, что в данном классе существуют две неформальные группы: 1) Михайлов – Мишина - Сидорова; 2) Дмитриева – Иванова - Смирнов. В первой группе взаимоотношения на равных, вторую возглавляет неформальный лидер Смирнов. Группы между собой отношений не поддерживают. Васильев и Петров стремятся быть принятыми каждой из групп. Однако к Васильеву проявляет интерес только один из членов второй группы, а Петров остаётся изолированным. Значение ИГС» 0,63 свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости данного классного коллектива.

Причины сложившихся межличностных отношений в классе выясняются с помощью других методов (наблюдение, беседа и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: