Назначение: изучение межличностных отношений в классе (измерение степени сплочённости-разобщённости класса; выявление социометрического статуса отдельных учащихся; обнаружение сплочённых образований (неформальных групп) в классе, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры).
Время обследования: до 10 минут.
Форма проведения: групповая.
Процедура исследования. Учащимся предлагается выбрать из числа своих одноклассников тех, с которыми они хотели бы вместе учиться, работать, отдыхать и т.д. Количество выборов, которые им предлагается сделать, зависит от количества учащихся в классе (менее 20 учащихся – 2 выбора; 20 и более – 3 выбора).
Вопросы о желании ученика совместно с кем-либо из своих товарищей участвовать в определённой деятельности называются критериями выбора. Критерии должны соответствовать возрасту учащихся и целям исследования. Одни из них направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.
Примерные критерии:
1. С кем из одноклассников вы хотели бы сидеть за одной партой?
|
|
2. Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения?
3. С кем из вашего класса вы охотно согласились бы вместе выполнять поручение, учебное задание?
4. С кем из вашего класса вы хотели бы вместе пойти в поход?
5. С кем из вашего класса вы хотели бы продолжать учиться в одном классе, если бы ваш класс расформировали?
Инструкция: Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных ими одноклассников.
Обработка результатов. Результаты выборов учащимися своих одноклассников заносятся в специальную таблицу (социоматрицу). Затем на основании социоматрицы строится социограмма, представляющая собой четыре концентрические окружности, в которые помещают номера всех учащихся класса:
Номер круга социограммы от центра | Количество полученных выборов | Социометрический статус |
Первый | Не менее, чем в два раза больше среднего количества выборов* | «Звезда» |
Второй | Среднее и выше среднего количества выборов | «Предпочитаемый» |
Третий | Меньше среднего, но не равное нулю | «Пренебрегаемый» |
Четвёртый | Равное нулю | «Изолированный» |
*Среднее количество выборов определяется как отношение общего количества выборов, сделанных всеми учащимися, к количеству учащихся данного класса.
Номера учащихся женского пола на социограмме обводят в круг. Номера учащихся мужского пола - помещают в треугольник. Взаимный выбор обозначают двусторонней стрелкой между двумя соответствующими номерами, невзаимный — односторонней стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.
|
|
Представляемые на социограмме данные нередко для получения более подробной информации о характере межличностных отношений в классе дополняются числовыми показателями – индексами. Наиболее известный из них – индекс групповой сплочённости (ИГС):
О сплочённости класса говорят, если ИГС > 0,6.
Пример. Проведено социометрическое исследование класса из 8 человек.
Социоматрица
№ | Ф.И.О. выбирающего | Порядковые номера выбираемых | Сделано выборов | |||||||
п/п | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | ||
1. | Васильев | + | + | |||||||
2. | Дмитриева | + | Å | |||||||
3. | Иванова | + | Å | |||||||
4. | Михайлов | Å | Å | |||||||
5. | Мишина | Å | Å | |||||||
6. | Петров | + | + | |||||||
7. | Сидорова Си | Å | Å | |||||||
8. | Смирнов | Å | Å | |||||||
Получено выборов | ||||||||||
Из них взаимных выборов | ||||||||||
Социометрический статус | III | II | III | II | II | IV | II | I | ## |
Обозначения: I – «Звёзды»; II – «Предпочитаемые»;
III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные».
Социограмма
На основании социограммы можно сделать вывод о том, что в данном классе существуют две неформальные группы: 1) Михайлов – Мишина - Сидорова; 2) Дмитриева – Иванова - Смирнов. В первой группе взаимоотношения на равных, вторую возглавляет неформальный лидер Смирнов. Группы между собой отношений не поддерживают. Васильев и Петров стремятся быть принятыми каждой из групп. Однако к Васильеву проявляет интерес только один из членов второй группы, а Петров остаётся изолированным. Значение ИГС» 0,63 свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости данного классного коллектива.
Причины сложившихся межличностных отношений в классе выясняются с помощью других методов (наблюдение, беседа и т.д.).