Назначение: определение профессиональных предпочтений учащихся.
Время обследования: 20-30 минут.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Инструкция: «Сначала начертите «лист ответов». Номера и буквенные обозначения в клетках листа соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы вы предпочли? Поставьте знак «+» в соответствующей клетке листа ответов. Ответы давайте быстро».
Лист ответов
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Текст опросника
1а | Ухаживать за животными | 1б | Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а | Помогать больным людям, лечить их | 2б | Составлять схемы, таблицы, программы для вычислительных машин |
3а | Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток и т.п. | 3б | Следить за состоянием, развитием растений |
4а | Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б | Доводить товары до потребителей, рекламировать, продавать |
5а | Обсуждать научно-популярные статьи, книги | 5б | Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а | Выращивать молодняк животных какой-либо породы | 6б | Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а | Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б | Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом |
8а | Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | 8б | Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а | Ремонтировать вещи, изделия, одежду, жилище | 9б | Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а | Лечить животных | 10б | Выполнять вычисления, расчеты |
11а | Выводить новые сорта растений | 11б | Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.) |
12а | Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а | Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б | Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а | Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б | Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах |
15а | Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) | 15б | Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, объектах |
16а | Делать лабораторные анализы в больнице | 16б | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а | Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б | Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а | Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.д. | 18б | Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а | Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания | 19б | Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а | Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б | Работать на клавишных машинах (пишущей, телетайпной, наборной и др.) |
Обработка результатов. Подсчитайте количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов, соответствующих определённым типам профессий по классификации Е.А.Климова (I – «Человек-природа»; II – «Человек-техника»; III – «Человек-человек»; IV – «Человек-знак»; V – «Человек-художественный образ»). Максимальное количество знаков «+» свидетельствует о том, что данный тип профессий является предпочтительным для испытуемого.
|
|
|
|
Описание типов профессий.
I. «Человек-природа». Сюда относятся все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Специалистам в этой области приходится: изучать, исследовать, анализировать состояние и условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, наблюдательность, терпение, настойчивость и др.
II. «Человек-техника». Большинство профессий этого типа связано: с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (слесарь механосборочных работ, электромонтажник, радиомонтажник, слесарь-сборщик кинофотоаппаратуры); с эксплуатацией технических устройств (оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ, водитель, оператор электропульта, радиотехник, киномеханик, фотограф); с ремонтом технических устройств (слесарь по ремонту промышленного оборудования, электрооборудования, радиоаппаратуры, кинофотоаппаратуры). Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность и др.
III. «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано: с воспитанием и обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра); с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтёр); с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Кроме того, ко всем руководителям предъявляют те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек-человек». Психологические требования профессий этого типа к человеку: коммуникативные и организаторские способности, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, эмпатия, развитая речь, аккуратность, пунктуальность, знание психологии людей и др.
|
|
IV. «Человек-знак». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); чертежи, схемы, карты (инженер-технолог, конструктор, чертёжник, копировальщик, штурман, геодезист); звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор, музыкант). Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлечённом (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; усидчивость, терпение; логическое мышление.
V. «Человек-художественный образ». Большинство профессий этого типа связано: с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравёр, актёр, столяр-краснодеревщик); с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.