На занятие №1 эмоциональный настрой группы был положительный, возбужденный. На упражнение «Представление имени» большинство учеников отреагировали смехом (обратная сторона страха). В течение занятия выстроилась группа, в которой выделились лидер, принятые, предпочитаемые, а также изолированные ученики. Лидер вел себя спокойно, уверено, речь сопровождалась указательным жестом. Изолированные ученики сидели отчужденно, дела мелкие попытки быть в группе. На упражнение№2 основной точкой зрения на изменения в школе отмечали то, что им стало труднее. Остальные высказывания:
-изменились учителя;
-труднее стали уроки;
-уроков стало больше;
В начале занятия №2 общий эмоциональный настрой был тревожный. Но потом появился интерес. Хорошо отреагировали на упражнение «Прошепчи имя». У группы появилось настроение. Но на упражнение «Прощание с начальной школой», когда было предложено расслабиться, дети проявили сопротивление. Это можно объяснить тем, что все дети разные и эмоционального комфорта вместе не ощущают на данном этапе. На обсуждение очень бурно отреагировали. После занятия дети эмоционально настроились, стали более уверены в себе и готовы к учебе.
На занятии №3 дети вели себя растеряно, сковано. Это можно объяснить ограниченным словарным запасом, непринятием себя, неумением хвалить себя, заниженной самооценкой, заниженной тревожностью. Вместо похвалы выдали вербальную агрессию. Навыки взаимодействия формировались тяжело.
Приложение 4
Образец оформления по психологическому консультированию
Дата, время | Ф.И.О., возраст, другие данные (код) | Причина обращения | Характер консультации, тематика (первичная, вторичная) | Примечание |
Дата 20.11 Время 12.30 –13.00 | Мама Саши Ученика 5 класса (или x1) | Конфликт ребенка с классным руководителем | первичная |
Пример стенограммы:
Психолог. Я рад, что вы нашли время встретится со мной сегодня.
Мама. С удовольствием побеседую с вами.
Психолог. Мне хотелось поговорить с вами о вашем ребенке Саше. Я наблюдал за ним в классе, и его поведение меня настараживает. Создается впечатление, что он не в состоянии сконцентрироваться на какой-либо одной деятельности; бежит когда нужно идти, мешает работе класса, дерется с другими детьми.
Мама. Он и дома ведет себя так же. К тому же он не хочет соблюдать правила. Сама ругаю его за непослушание, но с отцом он становится совсем неуправляемым.
Психолог. Вы живете отдельно от отца мальчика?
Мама. Да, мы уже два года разведены…..
Приложение 5