Вопрос №5 – Скептицизм в Античности: причины воздержания от суждений

Термин «Скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «колебание». Скептицизм – это философское направление, выражающие сомнение в возможности достоверного знания объективной истины. По поводу каждого объекта возможны допустимы два исключающих друг друга мнения – утверждение и его отрицание, и поэтому наши представления о вещах недостоверны. Основоположником античного скептицизма был Пиррон. Центральная проблема философии Пиррона – как человеку стать счастливым? Для решения этого вопроса Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса:

1. Что есть то, что нас окружает?

Разные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и поэтому невозможно предпочесть одну точку зрения, другой. Т.к. всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

2. Как мы должны к этому окружающему относиться?

Из первого ответа следует, что мы должны воздерживаться от всяких суждений обо всём, существующем в этом мире. Всё наше знание основывается на аксиомах, которые основываются на критериях, которые в свою очередь основываются знаниях (замкнутый круг, либо бесконечное линейное рассуждение).

3. Что следует из нашего отношения к окружающему?

Полнейшая невозмутимость, бесстрастность и безмятежность, т.е. равнодушие, что и есть счастье.

Вопрос №6 - Сократ и Платон. Майевтика (философствование как повивальное искусство). Происхождение знания: Метемпсихоз (переселение душ), Миф о колеснице. Осуждение и смерть Сократа.

Майевтика:

Опровержение и приведение в замешательствобыло деструктивным элементом метода Сократа. Заставив собеседника признать его, Сократ понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой.

По Сократу, душа не может постичь истину. Себя же он полагал, как мы видели, невеждой, т.е. не считал себя вправе нести другим знание, по крайней мере знание об определенных вещах. “Я знаю, что я ничего не знаю”. Ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи духовного повивального искусства для высвобождения истины на свет, — вот это и есть "майевтика" Сократа. Её описание написано в диалогах Платона.

Метемпсихоз:

Посмертная судьба души особенно увлекает Платона. Философ взял идею миграции душ от одного тела к другому, идею многих рождений. Души, испорченные страстями, вожделениями, наслаждениями, и после смерти не могут найти покой. Только тем, кто очистил свое тело полностью и возлюбил святую мудрость, станет доступно высокое племя богов. В “Государстве”, Платон говорит о втором типе реинкарнации, отличном от первого. Поскольку внеземная жизнь должна иметь большую продолжительность, то есть тысячу лет (согласно пифогорийской числовой магии). Для душ, несущих бремя, наказание беспредельно. После тысячелетнего цикла душа вернется на суд для новой инкарнации. По происшествии десяти тысяч лет все души вновь обретают крылья и возвращаются к богам. Привилегированным исключением становится участь философских душ: уже через три тысячи лет они обретают крылья.

Миф о колеснице:

Циклу реинкарнации посвящен миф о крылатой колеснице (диалог "Федр"). Возможно, он попытался объяснить, почему же души соединяются с телами и в чем причина их родства с божественным. Пока душа следовала во всем богам, она жила на небесах. Она упала и соединилась с телом, когда познала грех и вину. Душу, Платон уподобляет крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей. Кони, несущие душу человека, разной породы: один хорош, другой негоден, ибо тянет то вниз, то в сторону. Возница — разум, кони символизируют желания и гневливую часть души. Наша дурная природа (плебейский конь) так и норовит вниз. Вот и получается, что некоторым душам не добраться до истины: в давке они мнут друг друга, в стычках и драках крылья ломаются, отяжелевшие души падают вниз, на землю.

Осуждение и смерть Сократа:

Сократу в конце жизни выдвинули 3 обвинения: не признаёт богов, развращает молодёжь, выдвигает новых богов. На суде он сам выступал в свою защиту. Но позже он сам решил пойти на смерть, несмотря на то, что люди уже были против.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: