Вопрос №12 - Философия Средних веков. Доказательства бытия Бога Ансельмом Кентерберийским (д'Аоста). Фома Аквинский: пять доказательств бытия Бога

В Средние века основной проблемой философов являлось соотношение веры и разума.

Ансельм Кентерберийский:

1. Апостериорных доказательств четыре. Первое исходит из посылки, что всякое существо стремится к благу. Благ множество, но лишь одним может быть Благо, дающее начало всем прочим благам, и это Благо абсолютное. Второй аргумент отсылает к идее величины, речь идет о величине по вертикали, где, разумеется, есть вершина, относительно которой все нижестоящее оценивается по степени участия в высшем. Третий аргумент: "Все сущее «бытийствует» благодаря чему-то, либо благодаря «ничто». Но ведь «ничто» состоит из «ничего», и в этом смысле его просто нет. Либо мы принимаем существование бытия, благодаря которому все сущее таково, каково оно есть, либо нет ничего. Принимая первое, мы принимаем абсолютное высшее бытие". Четвертое доказательство исходит из ступеней совершенства, и ясно, что абсолютно совершенное замыкает собой иерархическую лестницу стремящихся к совершенству существ.

2. Априорное доказательство. Исходный тезис таков: "Бог есть нечто, превосходящее по величине (величию) все мыслимое". Либо Бог есть то, больше чего нельзя помыслить, тогда невозможно полагать его существующим в уме и несуществующим в реальности. Либо мы допускаем как мыслимое нечто большее, чем Бог, тогда отрицающий не понимает предмета своего отрицания и утверждения. Ансельм был убежден в необходимости закрепить и усилить эмоциональное восприятие Бога. Чтобы быть цементирующей социальной силой, вера должна была стать ядром логической структуры, а чувства христианина — срастись с рассудительностью.

Фома Аквинский:

1. Доказательство от движения. В "Сумме теологии" читаем, что наиболее очевидный факт того, что вещи меняются в этом мире, ведет нас к мысли о том, что движимое двигается не иначе как силой иной. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Однако невозможно для одного существа быть источником (movens) и субъектом (motum) движения в одном и том же смысле и одновременно. Следовательно, все, что двигается, было чем-то движимо.

2. Путь действующей причины. Не известно случая, когда бы вещь была причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы предшествовать себе, что невозможно. В этой серии причин нельзя идти до бесконечности. Если бы можно было в цепи причин идти до бесконечности, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что опять-таки ложно. Поэтому необходимо принять действующую причину, имя которой Бог.

3. Путь возможности. Если бы все могло бы не быть, то в один прекрасный момент не осталось бы ничего существующего. Значит, если не было ничего, то и ничто не могло бы начаться быть, что абсурдно. Стало быть должно быть нечто, существование чего необходимо. Но все сущее имеет свою необходимость в чем-то другом. Мы не можем идти до бесконечности. А потому мы не можем не принять существования того, кто имеет собственную необходимость в себе. И это Бог.

4. Путь степеней совершенства. Градация существ подразумевает наличие максимального, добрее, истиннее и благороднее чего уж нет. А то, что максимально в истине, мы знаем из "Метафизики, то максимально в самом бытии. Таким образом, должна быть причина благородства и совершенства всех существ; ее и называет Богом.

5. Путь финализма. Даже вещи, лишенные разума, природные тела ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоему финалу. Понятно и то, что лишенное сознание не может двигаться к цели иначе, как направляемое кем-то разумным. Итак, сила всеведущая, направляющая природные существа к цели, зовется Бог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: