Тема 4. Обучение и умственное развитие (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Общие факторы когнитивного развития в процессе обучения (Хон, 2002).

2. Обучаемость, признаки и показатели обучаемости.

3. Обучение и развитие мышления:

4. а) теоретическое и эмпирическое мышление в процессе обучения;

5. б) развитие творческого мышления и воображения в процессе обучения.

6. М.А. Холодная о возможностях и путях интеллектуального развития в условиях современного образования.

7. Проблемы неуспевающих детей и пути их решения.

Базовый учебник

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2005.

Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Флинта. – 2011, 320 с. http://www.biblioclub.ru

Дополнительная литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru

2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

3. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012, с. 92 – 96.

4. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 59-66 (Типы мышления и виды обобщения).

2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.

3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей - М., 1985 С. 102 - 115 (Психологический анализ трудностей в учении), С. 115 - 133 (Пути преодоления отставания в ходе обучения в школе).

4. Зак А.К. Развитие теоретического мышления у младших школьников - М., 1984. С. 73 - 133

5. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985

6. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной - М., 1997

7. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1991. С. 80 - 154

8. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск, 1997. С. 5 - 13 (О теоретическом мышлении в обучении).

9. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004.

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер. 2002. Глава 7, С. 196 – 238.

11. Хон Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.

Темы докладов и эссе

1. Обучаемость: понятие и диагностика.

2. Теоретическое обобщение и теоретическое мышление: концепция В.В.Давыдова.

3. Развитие творческого мышления в процессе обучения.

4. Концепция интеллектуального воспитания личности по М.А. Холодной.

ТЕМА 5. Воспитание: понятие, общие психологические
закономерности и теории (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Эволюция представлений о психосоциальном развитии личности.

2. Психология формирования моральных установок.

3. Психология нравственного воспитания. Связь интеллектуального и нравственного развития (Ж.Пиаже, Л.Кольберг).

4. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность.

5. Психологические концепции воспитания.

6. Психология социального научения, по А.Бандуре.

7. Психология коллективного воспитания.

Базовый учебник

1. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012, с. 220 – 267.

Дополнительная литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru

2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

3. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..

4. Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Флинта. – 2011, 320 с. http://www.biblioclub.ru

Рекомендуемая литература

1. Гриценко Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 233-237 http://psyjournals.ru/54037/issue/54674.shtml

2. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Институт практической психологии. – 1997. [Электронный ресурс] http://www.klex2.ru/3jz

3. Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология – СПб.:

4. Фельдштейн, Д.И. Человек как созидатель и носитель социального. М., 2007.

5. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.

Темы докладов и эссе

1. Аналитическая концепция воспитания К.Г.Юнга

2. Концепция нравственного развития по Л.Кольбергу.

3. Психологические закономерности развития женской нравственности, по Д.Гиллиган.

4. Бихевириальная концепция развития социально желательного поведения.

5. Концепция социального научения, по А.Бандуре.

6. Воспитательная система в Вальдорфской школе.

7. Педагогическая система М.Монтессори.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: