КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА | СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА | |
ОСНОВНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | ||
подготовка подрастающего поколения к жизни и труду | обеспечение условий самоопределения и самореализации личности | |
ЧЕЛОВЕК | ||
рассматривается как простая система | рассматривается как сложная система | |
ЗНАНИЯ | ||
как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» | как предвидение будущего – «школа мышления» | |
ОБРАЗОВАНИЕ | ||
передача ученику готовых образцов знаний, умений, навыков | созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры | |
УЧЕНИК, СТУДЕНТ | ||
рассматривается как объект педагогического воздействия, обучаемый | Рассматривается как субъект познавательной деятельности, обучающийся | |
ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА | ||
субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого | Активная познавательная деятельность обучающегося |
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государств. Организация любого обучения в явном или неявном виде всегда основывается на определенных исходных позициях, которые проявляются в выборе целей, содержания, способов его структурирования и технологий взаимодействия обучающихся и преподавателей.
|
|
В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации (хотя далеко не всем).
Для современных преподавателей средней, а особенно высшей школы и последипломного обучения важно признать необходимым рассматривать всех обучающихся как взрослых людей, хотя степень этой взрослости, конечно, будет разной в зависимости от уровня системы образования. Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям в своей практической деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры. Для более полной картины приведем несколько точек зрения.
С.И. Змеев описывает следующие особенности андрагогики:
1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
|
|
3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего.
Далее в таблице 1.4. приводятся обобщенные сравнительные характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения.