Образовательных парадигм

  КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА
  ОСНОВНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  подготовка подрастающего поколения к жизни и труду обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
  ЧЕЛОВЕК
  рассматривается как простая система рассматривается как сложная система
  ЗНАНИЯ
  как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» как предвидение будущего – «школа мышления»
  ОБРАЗОВАНИЕ
  передача ученику готовых образцов знаний, умений, навыков созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
  УЧЕНИК, СТУДЕНТ
  рассматривается как объект педагогического воздействия, обучаемый Рассматривается как субъект познавательной деятельности, обучающийся
  ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА
  субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого Активная познавательная деятельность обучающегося

Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государств. Организация любого обучения в явном или неявном виде всегда основывается на определенных исходных позициях, которые проявляются в выборе целей, содержания, способов его структурирования и технологий взаимодействия обучающихся и преподавателей.

В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации (хотя далеко не всем).

Для современных преподавателей средней, а особенно высшей школы и последипломного обучения важно признать необходимым рассматривать всех обучающихся как взрослых людей, хотя степень этой взрослости, конечно, будет разной в зависимости от уровня системы образования. Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям в своей практической деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры. Для более полной картины приведем несколько точек зрения.

С.И. Змеев описывает следующие особенности андрагогики:

1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.

3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.

6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).

7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего.

Далее в таблице 1.4. приводятся обобщенные сравнительные характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: