База данных (БД) – это место хранения данных о группе объектов в упорядоченном виде. В табличных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем. Каждое поле таблицы имеет имя. Каждая таблица должна содержать ключевое поле, т.е. поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Поля могут иметь различный тип: текстовый, числовой, дата/время, картинка, логический и т.д. Поле каждого типа имеет свой набор свойств.
Система управления базами данных (СУБД) – это программа для создания БД и работы с ней. Основные объекты БД: Таблицы – основной объект БД, служат для хранения данных, Формы – экранный бланк для ввода и редактирования данных, Запросы – выбор нужной информации по заданному условию, Отчеты – информация из БД для вывода на печать.
Этапы создания БД
1. Постановка задачи – назначение БД и возможности
2. Проектирование БД – выбирается какие таблицы будет содержать БД и какие поля будет содержать каждая таблица
3. Создание БД – создание таблиц и заполнение их данными, установка связей между таблицами
|
|
4. Управление БД – создание форм, запросов, отчетов и др. объектов БД
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что такое СУБД?
2. Что называют полями и записями?
3. Перечислить типы полей?
4. Зачем ключевое поле?
5. Как запустить СУБД?
6. Какие объекты позволяет создать СУБД?
7. Что такое запросы и отчеты?
Задания для практического занятия:
Создать базу данных «Электронный журнал», состоящий из трех таблиц «Студенты», «Дисциплины» и «Оценки».
1. Запуск: Пуск – Офис –LibreOffice - LibreOffice Base –выбрать «Создать новую базу данных» – далее – «Открыть базу для редактирования» - «Готово» - ввести имя файла и выбрать место для сохранения новой ВД
2. В реляционных базах данных информация хранится в таблицах. Сначала создаем макет таблицы. Для этого надо указать: названия полей и типы полей таблицы.
3. Создание таблицы «Студенты»
В разделе «Таблицы» главного окна Base выбираем пункт «Создать таблицу в режиме дизайна…». В появившемся окне надо ввести названия полей «Фамилия», «Имя», «Дата рождения», «Адрес» и выбрать типы полей из выпадающих списков.
Ввели 4 поля, теперь надо сохранить таблицу. Для этого, Файл-Сохранить.
При сохранении программа скажет, что не указан первичный ключ и предложит создать его автоматически. Соглашаемся и получаем поле первичного ключа с именем «ID».
4. Аналогично создаем таблицу «Дисциплины» с полями: Наименование, Преподаватель, Кабинет
5. Создаем таблицу «Оценки» с полями: Номер студента, Номер предмета, Оценка, Дата.
Форма контроля выполнения практических работ:
|
|
Студент предоставляет письменные ответы на вопросы для закрепления и готовую БД на носителе.
Критерии оценки:
Все ответы полные, БД сформирована и заполнена данными - оценка 5
Выполнены все, но есть ошибки и неточности – 4
Задания выполнены частично, ответы на вопросы не полные – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 36
Практическая работа по теме:
4.4.2.Создание и редактирование форм.
Учебные цели и задачи: изучить приемы создания и редактирования форм, научиться выполнять сортировку данных и поиск данных в БД