Архиерейский собор 1961 года

Архиерейский собор состоялся в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Для многих участников открытие его явилось совершенной неожиданностью. Епископы были приглашены телеграммами не на Собор, а на празднование памяти её основателя. Ни во время вечернего богослужения, ни на Божественной литургии, совершавшейся 18 июля, они ещё не знали о решении Священного Синода провести Собор. Об этом было объявлено лишь на праздничном обеде. Подобная секретность объяснялась тем, что власти требовали от Священного Синода так провести Собор, чтобы он единогласно утвердил решение о радикальном реформировании порядка приходского управления. Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений и критических выступлений, вообще не пригласили.

В вступительной речи Святейший Патриарх Алексий I затронул вопросы, стоявшие в повестке дня. Первым делом он остановился на реформе приходского управления, которая уже проводилась в жизнь на основании принятого синодального определения. Согласно ему «разграничивались обязанности клира приходского, в частности настоятелей, и исполнительных органов. Такое разграничение обязанностей находит своё оправдание в известном из книги Деяний святых апостолов апостольском решении служителям Церкви пребывать в молитве и служении слова, а заботу о столах (хозяйстве) передать избранным из среды церковной лицам (Деян. 6. 2-3)».

При этом патриарх не умолчал о том, что с постановлением Синода не согласились некоторые из действующих архиереев. Они настаивали на том, что реформа приходского управления противоречит «Положению об управлении Русской Православной Церковью», принятому Поместным Собором 1945 года. Архиерейский же Собор, согласно все тому же «Положению» являлся инстанцией нижестоящей по отношению к Поместному Собору.

Патриарх предложил увеличить число членов Священного Синода таким образом, что три его постоянных члена находились в Москве на случай спешного созыва. В качестве таковых были предложены кроме митрополита Крутицкого также управляющий делами Московской Патриархии и председатель ОВЦС. Эти должности впредь должны замещаться только лицами в епископском сане.

Особое внимание Патриарх Алексий I уделил вопросу о вступлении Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей. Решение об этом объяснялось миссионерским значением явить западным христианам свет православия.

Собор принял решение о расширении состава Священного Синода. Архиереи также утвердили реформу приходского управления. Все выступающие выразили уверенность в том, что освобождение настоятеля от административно-хозяйственных обязанностей даст ему больше времени и возможностей для того, чтобы сосредоточиться на главном - на духовном окормлении паствы. Участники Собора также выслушали информацию архиепископа Ярославского Никодима о контактах между священноначалием Русской Церкви и руководством Всемирного Совета Церквей, а также об очередной сессии ЦК этой организации в августе 1960 г. в Сент-Эндрюсе (Шотландия).

Собор заседал всего один день и принял решения по всем обсуждавшимся вопросам. До созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви была установлена следующая схема управления приходами:

- Православная приходская община, объединяющая не менее 20 членов, состоящая в каноническом ведении епископа, создаётся по добровольному согласию верующих для удовлетворения религиозно-нравственных нужд под духовным руководством избранного общиной и получившего благословение епархиального архиерея священника.

- Община регистрируется местной гражданской властью, получает от неё в бесплатное пользование храм и церковную утварь по особому договору и ответственна за целость имущества перед советским законом.

- Для управления делами прихода организуются два органа: церковно- распорядительный: церковноприходское собрание членов-учредителей двадцатки и исполнительный: церковноприходской совет в составе трёх человек - старосты, помощника старосты и казначея (избираются общиной из прихожан правоспособных и доброй христианской нравственности).

- Для наблюдения за состоянием церковного имущества, за движением денежных сумм и правильностью произведённых расходов избирается ревизионная комиссия в составе трёх человек, которая подотчётна общему собранию прихожан.

- Настоятель храма осуществляет духовное руководство прихожанами, наблюдает, чтобы богослужения совершались истово, благолепно, в соответствии с требованиями церковного устава и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно.

- Исполнительный орган не вмешивается в распорядок богослужений и во взаимоотношения членов причта, в спорных случаях обращается к епископу, при приглашении на работу в храм (псаломщиков, пономарей, алтарников и участвующих в богослужении) согласует кандидатов с настоятелем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: