Усиление антицерковной политики после XXII съезда КПСС

В октябре 1961 года в Москве состоялся очередной, XXII съезд КПСС, принявший «программу построения коммунистического общества» в СССР, Борьба с религией была провозглашена одной из основных идеологических задач партии. В 1963 году по указанию Н.С. Хрущёва были утверждены названием «Мероприятия по укреплению атеистического воспитания населения». Документ требовал от советских органов строгого соблюдения законодательства о культах. Специальные комиссии при исполкомах Советов депутатов трудящихся, руководимые уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви, действовали в тесном контакте со спецслужбами. Они брали под свой контроль проведение выборов в исполнительные органы религиозных общин, учёт крещений, венчаний и погребений для информирования партийных органов, вели «работу с отдельными верующими и с детьми и подростками, любыми способами пытаясь прекратить посещение церкви детьми».

Началось массовое закрытие приходов. Вновь сформированные двадцатки, почти не оказывая сопротивления, самораспускались и подавали заявления о снятии религиозной общины с регистрации. Если на 1 января 1961 года в Русской Православной Церкви существовал 11 571 приход, то через год оставалась 10 221 православная община, из которых 72 не имели своих храмов. При этом в стране имелся 10 451 недействующий православный храм, приспособленный под клуб, музей, склад и т.п. По данным на 21 августа 1963 года на регистрации осталось лишь 8314 православных общин.

В результате хрущёвских гонений число насельников и насельниц православных обителей сократилось почти в 4 раза и составляло примерно полторы тысячи человек. К 1964 г. осталось всего 18 монастырей, и среди них Троице-Сергиева и Успенская Почаевская лавра, Псково-Печерский монастырь, Успенский монастырь в Одессе, Покровский и Фроловский женские монастыри в Киеве, мужской и женский монастыри в Жировицах, Свято-Духов монастырь в Вильнюсе, Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии.

Особенно тяжёлым ударом для верующих стало закрытие в 1963 году древней святыни Руси - Киево-Печерской лавры под предлогом ремонта и реставрации. Предпринималась попытка закрыть и Почаевскую лавру, но насельники обители во главе с настоятелем архимандритом Севастианом сумели её отстоять. Правда, их всячески притесняли, создавая невыносимые для жизни условия. Насельников лишали прописки, выдворяли из лаврских стен, подвергали зверским избиениям, призывали насильно в армию, лишали паспортов, арестовывали. Большая часть строений, принадлежавших лавре, была конфискована, остались только церкви и монашеские кельи. Из гостиницы для насельников сделали больницу, запретили зимой продавать топливо, так что иноки вынуждены были спать в неотапливаемых кельях, но добровольно из монастыря не уходили, на что рассчитывали местные руководители, боровшиеся с обителью.

Жители Почаева, которые давали приют паломникам, подвергались преследованиям, штрафам, у некоторых конфисковывали дома, других лишали прописки и выдворяли из Почаева. Паломники ночевали на голой земле у лаврских стен или в полях и лесах, окружавших монастырь. На них совершала набеги милиция, тех, кто не успевал скрыться, избивали, иногда арестовывали, вывозили из города по статье за нарушение паспортного режима и приговаривали к лишению свободы, некоторых помещали в дома для сумасшедших.

Продолжались прямые репрессии против духовенства, в том числе епископата. В 1961 году был предан суду архиепископ Иркутский Вениамин, который уже провёл 12 лет в колымских лагерях. Обвинили его в покупке «по дешёвке краденого вазелинового масла», прикрывая этим предлогом истинную причину - противодействие закрытию церквей в своей епархии. Обвинение было столь смехотворным, что суд оставил епископа Вениамина на свободе.

За мужественное сопротивление закрытию храмов был арестован архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко), приговорённый к восьми годам лишения свободы по ложному обвинению в экономических злоупотреблениях и «безнравственном поведении». Репрессиям по надуманным обвинениям были подвергнуты десятки священнослужителей. Гонения не обошли стороной и открыто исповедовавших свою веру мирян. Их увольняли с работы, студентов отчисляли из учебных заведений, лишали прописки, выдворяли из мест проживания, избивали и приговаривали к лишению свободы, заточали в психиатрические лечебницы.

В 1962 году Святейшему Патриарху Алексию I исполнилось 85 лет. Он со скорбью наблюдал разорение Церкви, не в силах воспрепятствовать действиям её врагов. В узком кругу Патриарх не раз заявлял о своём желании уйти на покой. Но, опасаясь, что его уход принесёт Церкви ещё больше несчастий, продолжал нести крест первосвятительского служения. Ввиду преклонного возраста Патриарх Алексий участвовал в принятии решений лишь по самым важным вопросам церковного управления. Значительную часть лета он проводил в своей резиденции в одесском Успенском монастыре.

В первой половине 60-х годов резко изменился состав епископата Русской Церкви. В жизнь вечную уходили архипастыри, родившиеся в XIX веке и хиротонисанные во епископы в довоенные и военные годы. Большинство же архиереев жили только в условиях советского режима. Бесправное положение Церкви в государстве они воспринимали по иному, чем представители старшего поколения, сохранившие память о дореволюционной России. Будучи не в силах активно противодействовать политике властей, они, тем не менее, верно служили Богу в условиях, когда, как казалось, все общество отвернулось от Него.

Приходское духовенство, насчитывавшее в годы хрущёвских гонений до 10 000 священников и диаконов, в целом выдержало испытания не менее стойко, чем пастыри 20-30-х гг. Были случаи отпадений и предательства. Публично от веры отрекались те, кто вступал на стезю священства по земным расчётам, не обладая ни истинной верой во Христа, ни желанием обрести её. Среди священников, которые жертвенно исполняли свой долг в это время, были и выдающиеся пастыри, замечательные проповедники, опытные и мудрые духовники.

Несмотря на заметные успехи атеистической кампании, прежде всего среди молодёжи, инициаторам её так и не удалось оторвать от Церкви верующий народ. Верующим оставалось большинство населения Молдавии, Западной Украины и Белоруссии. В России в сельской местности связь с Церковью сохранили в основном женщины старшего и среднего возраста.

После закрытия почти всех монастырей хранителями благочестия и православных традиций стали монахи и особенно монахини, вынужденные спасаться вне монастырских стен. Они часто исполняли на приходах обязанности уставщиц, псаломщиц, певчих. Беседуя с прихожанами, они научали их основам христианской жизни. Характерным явлением религиозной жизни 60-х гг. было полулегальное паломничество к разорённым святым местам, в Оптину пустынь, в Дивеевский монастырь, к святым источникам, связанным с подвигами прославленных угодников и подвижников благочестия.

Значимым событием в жизни Русской Православной Церкви явилось первое после Поместного Собора 1917-1918 гг. прославление святого. 19 июля 1962 года Священный Синод постановил причислить имя преподобного Иоанна Русского «к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью, установив празднование ему в день его преставления - 27 мая (в соответствии с днём праздника его в Греческой Церкви)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: