Ценностная составляющая.
Данная дисциплина должна формировать внутреннюю установку обучающегося оказывать влияние на других, опираясь на:
- точную самооценку, ответственную позицию и внутренний контроль;
- постоянное и целенаправленное самообразование;
- способности к концептуальным обобщениям социального опыта;
- управление групповыми процессами;
- специальные знания.
Специальные требования.
Данная дисциплина должна обеспечивать следующие основные компетенции:
· способность придавать позитивный смысл деятельности подчиненных –формироватькартину жизненной ситуации человека, содержание которой имеет для него положительный смысл и, следовательно, мотивирует его к инициативному действию;
· понимание сущности «видения» и «целеполагания» в качестве основы созидательной деятельности, направленной на преобразование объектов управления;
· наличие представления о разработке и осуществлении гибких стратегий достижения поставленных целей, направляя ресурсы (людей, информацию, финансы) туда, где они дадут наибольшую отдачу;
· знание принципов осуществления организационных перемен;
· знание концепций управления и развития организаций;
· представление о политических последствиях принимаемых решений;
· умение интерпретировать и применять на практике основные теории управления;
· уметь устанавливать отношения с окружением и эффективно управлять ими;
· представление о методах выращивания команд под сложные социальные проекты;
· умение целенаправленно формировать культуру организации, выражающейся в конкретных ценностях, нормах и убеждениях;
· владение методологией создания «научающихся организаций», обеспечивающей единство практики и теоретической подготовки одновременно;
· способность сочетать рутинное управление с постоянным и целенаправленным организационным развитием.
3. Изучая данную дисциплину обучаемый должен усвоить в явном виде связь между изучаемым материалом и базовыми идеями таких дисциплин, как:
· философия;
· мыслекоммуникация;
· экономика;
· андрагогика;
· психология;
· этика;
· карьера.
Методические требования.
Учебно-методического комплекса по курсу менеджмент будет состоять из следующих элементов:
· Рабочая тетрадь
· Компьютерные материалы
· Сценарии активных (очных) занятий со студентами
· Другие материалы, необходимые для изучения УМК
· Аттестационные Работы - Текущий контроль (АРТ)
· Итоговые (экзаменационные) материалы: тесты, вопросы и т.п.
· Программа (краткое описания УМК)
Обязательные для данной дисциплины типы заданий:
Тест, Мнемокарта, Карта причинно-следственных связей, Системная карта, Доклад, Реферат.
План-проспект Рабочей тетради по курсу «Менеджмент»
Введение
- Идея «управлять», как альтернатива насилию.
1.1. Эволюция концепций управления.
1.1.1. Исторический очерк: люди управляют людьми.
1.1.2. Школы управления 20 века.
1.1.3. Существовала ли русская школа управления?
1.1.4. Теория управления и 21 век – каковы перспективы?
1.2. Введение в профессию: базовые идеи менеджмента и практика.
1.2.1. Управление – как эффективное «умножение» доступных ресурсов
1.2.2. Стили управления
1.2.3. Управление знаниями и информацией.
1.2.4. Управление проектами.
1.2.5. Управление качеством
1.2.6. Управление человеческими ресурсами.
1.2.7. Управление временем.
1.2.8. Финансы и управление финансами.
1.2.9. Управление производственными процессами и контроль.
- Зачем нужна «организация»?
2.1. Тысячи лет люди создают организации – зачем?
2.1.1. Человеческая деятельность – это организованный процесс.
2.1.2. Современные теории организаций
2.1.3. «Научающиеся организации» - новое, это хорошо забытое старое.
2.1.4. Организация как структура.
2.2. Типы организаций
2.2.1. Организации с социально-экономическими функциями.
2.2.2. Организации с социально-культурными функциями.
2.2.3. Организации с социально-регулятивными функциями.
2.3. Маркетинг в управлении организацией: деятельность, создающая ценности.
2.3.1. Бизнес с высоты «птичьего полета» - организация и ее социальное окружение.
2.3.2. Управление отношениями с потребителями, поставщиками и конкурентами.
2.3.3. Управление маркетинговой деятельностью
- Поведение в организациях.
3.1. Грядущая «революция» в менеджменте – нравственное отношение к делу.
3.1.1. Нравственность и социальное поведение.
3.1.2. Власть в организации и политика.
3.1.3. Организационная культура как стратегический ресурс.
3.2. Лидеры организаций – кто они?
3.2.1. Концепции лидерства.
3.2.2. Возможно ли управлять людьми, не управляя собой?
3.2.3. Карьера или жизненная стратегия?
3.2.4. Смысл деятельности лидера в различных типах организаций.
3.3. Эффективные рабочие группы проектируют, выдающиеся бизнес-команды выращивают.
3.3.1. Организации, в которых люди мотивированы к созиданию, непобедимы.
3.3.2. Проектирование эффективных функциональных групп для государственного управления.
3.3.3. Лидер – это человек, вырастивший выдающуюся команду или создавший совершенную функциональную систему.
3.3.4. Межгрупповое поведение и социальные конфликты.
3.4. Управление социальными процессами в организации.
- Организация – как системная коммуникация.
4.1. Мыслекоммуникация – сущность человека.
4.1.1. Целеполагающая деятельность.
4.1.2. Дилемма: решать «все» проблемы или воспользоваться открывающимися возможностями.
4.1.3. Техники групповой мыследеятельности.
4.2. Организация как информационная система
4.3. Маркетинговые коммуникации
4.4. Принятие решений – как профессия.
4.4.1. Модели выработки и принятия решений.
4.4.2. Техники принятия решений.
4.4.3. Эффективное планирование: переход от слов к делу.
- Создание и преобразование организаций – вечное движение
5.1. Какие организации нужны России в 21 веке?
5.1.1. Показатели эффективности: системное представление бизнеса.
5.1.2. Выработка позитивного отношения к преобразованиям.
5.1.3. Построение организации как социо-экономической системы.
5.1.4. Возможно ли успешно реформировать бюрократию?
5.2. Социальный Дизайн – новейшая российская методология преобразования организаций.
5.2.1. Базовые понятия Социального Дизайна.
5.2.2. Социальное прогнозирование.
5.2.3. Алгоритм Дизайна Эффективных Организаций (ДЭО).
5.2.4. Инструменты Социального Дизайна.
5.2.5. Социальная оценка СД-объектов.
Рисунок 1. Концепция курса «Менеджмент»
[1] См. рисунок 1.