(сопротивление давлению группы сверстников)
Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивное поведения. Цели программы:
> научить подростков отстаивать свои интересы в критических
ситуациях,
> познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности;
> обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.
Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и половым связям, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников.
Возраст учеников: 13-17 лет.
Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно "разогретая».
Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания
Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения.
|
|
Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим. Например, ситуации, когда подростки на «слабо» делают что-то опасное для жизни и здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, «уколоться», «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку и т.п. Темы конфликтов традиционные: СЕКС, АЛКОГОЛЬ,НАРКОТИКИ.
Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными группой.
Ошибки спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя: смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения. Обсуждение проблемы.
Тема 2 Три базовых права личности.
Три права каждого:
1. Право делать то, что для тебя лучше.
2. Право самому выбирать.
3. Право переменить решение. Групповая дискуссия на данную тему.
Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав.
Тема 3. Пять техник конструктивного сопротивления
(Техники даются по мере усиления давления).
1. немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин;
2. повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;
3. поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»;
4. откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;
5. предложите компромисс или альтернативный вариант.
Выполнение упражнений на овладение навыками, проигрывание ситуаций с дублерами.
Тема 4. Решительное поведение в реальной жизни.
Признаки решительного поведения. Позы и мимика, язык тела. Интонации, взгляды и жесты.
Просмотр видеофрагментов.
Дискуссия о широте применения данного метода. Обмен личным опытом участников.