Абсолютно естественным выглядит отказ, предваренный словами наподобие: «Я понимаю ваши сложности, мне в самом деле жаль, что я не могу вам помочь...» Но также важно вставить во фразу слово «нет», чтобы сделать для собеседника абсолютно ясным, что вы не перемените свою позицию, например: «Я помог бы вам, если бы мог, но на среду у меня назначены другие дела, поэтому нет, я не смогу прийти».
Фразу, построенную по типу «Я сделал бы это, если бы мог, но...», другой человек с легкостью может принять за отговорку и посчитает возможным продолжать уговаривать вас изменить свое мнение. Обычной реакцией в этом случае будет вопрос: «Почему вы не можете?». В ответ может последовать перечисление причин или отговорок, которые теперь рассматриваются как барьеры, которые можно преодолеть. Просящий начинает думать по принципу: «Если я сумею разубедить его в отговорках, он, в конце концов, сдастся и сделает то, чего я от него хочу». Если вы сталкиваетесь с просьбой, которую в самом деле не можете (или не хотите) исполнить, вам поможет следующая трехшаговая модель:
|
|
1. Подтвердите, что вы поняли просьбу и точку зрения другого человека, например: «Да, вам действительно необходимо уехать, могу понять ваши сложности».
2. Откажите, приведя причины. Они должны быть короткими и относящимися непосредственно к сути дела, например: «Я не могу одолжить вам мой фургон. Моя страховка не позволяет передавать его в пользование другим водителям, да и вообще я никому не даю свою машину, даже членам семьи».
3. Дайте собеседнику понять, что разговор окончен, прямо сказав «нет». Например: «... поэтому нет, я не разрешу вам взять ее нa выходные».
Этого должно быть достаточно, чтобы избавиться от дальнейшего давления. Вы смягчили удар от отказа, предоставив некоторую информацию и объяснив причины вашего несогласия. Если последовательно применять эти три пункта, ваш отказ будет принят с большей вероятностью и отношения, скорее всего, не пострадают.
Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М.,1988.
2. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. — С.-Петербург, 1994
3. Р. Берне. Развитие "Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.,1986. с. 35 — 37.
4. Битянова М.Р. Социальная психология. -М., 1994.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.,Просвещение, 1987.
6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1978.
7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. /Психологический журнал. Т14 N4, 1993., с.132-138
8. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность — в жизнь! — С.- Петербург, 1995.
9. Кле М. Психология подростка. -М., 1989.
|
|
10. Кон И. С. Открытие "Я". -М.,1978, с. 55 - 58, 72).
11. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. — М., Знание, 1966
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.,Просвещение, 1979
13. Кузьмина Е.И. Психология свободы. — М., МГУ.1994
14. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л.,1972
15. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников./Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом.- Ульяновск, 1997
16. МудрикА.В. Общение школьников. — М.,Знание, 1987
17. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. -М.,Знание, 1979
18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.,ЛГУ,1989
19. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. -М.,1987 с. 76 — 80.
20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.—М.,Мир,1994
21. Столин В.В. Самосознание личности.-М.,1983
22. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. Т2 N2(4) 1994,c.25-32)
23. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. — М., Бахрах, 1996
24. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. — М.,1993.
25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.,Педагогика,1989
26. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. —Душанбе, 1973.
27. Формирование личности переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — под ред. Дубровиной И.В. — М.,Педагогика, 1987
28. Шостром Э. Человек-манипулятор. — М., 1994.
1.1.2