В таблице даны определения четырех используемых техник психологического самбо.
Техники психологической самообороны
Название техники | Авторы техник | Определения и примеры техник |
Техника бесконечного уточнения | Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985 | Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора |
М. Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься? А. Что бы вы посоветовали изменить? | ||
Техника внешнего согласия, или наведения тумана | Cotter S. С., GuerraJ.J., 1976 | Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине. |
М. Ты в джинсах выглядишь ужасно! А. Возможно, ты и права. | ||
Техника испорченной пластинки | Fry L, 1983 | Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией |
М. Я думал, ты лучше меня сможешь понять... А. Я готов еще раз тебя выслушать. М. Что толку говорить, если ты не понимаешь элементарных вещей. А. Я готов еще раз тебя выслушать. М. Может быть, ты просто не хочешь меня понять? А. Я готов еще раз тебя выслушать. | ||
Техника английского профессора | Сидоренко Е. В., 1996 | Корректное выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата. М. Вы не могли бы говорить помедленнее и более короткими фразами, чтобы я могла переводить более точно? А. Боюсь, что нет... Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это часть моей личности. |
Техника бесконечного уточнения
|
|
Эта техника была описана И. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым в 1985 году как одно из упражнений для развития способности к слушанию другого: «Если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого».
Применение этой техники помогает последовательно удерживаться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыслительную деятельность партнера по общению. Для того, чтобы поставить вопрос, и для того, чтобы ответить на вопрос по существу, нужно подумать, а это значит, что часть энергетического заряда переводится из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, мы выигрываем время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Таким образом, найдя в себе силы для первого уточняющего вопроса, мы затем получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам нас ошеломить. Умение извлечь из ситуации важный уточняющий вопрос должно быть настолько отточенным и отработанным, чтобы в критической эмоционально напряженной ситуации оно вас не подвело.
|
|
Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:
— Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?
— Что нужно изменить?
—А какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?
— Что бы ты посоветовал?
Другой вариант техники бесконечного уточнения — подробное объяснение партнеру собственной позиции. Условно можно назвать его «самоуточнение».
Возможные варианты ответов в технике самоуточнения:
— Видишь ли, меня действительно легко задеть, причем по трем причинам. Во-первых, я стараюсь стремиться к совершенству. Любые промахи и неудачи вводят меня в состояние необычайной тоски. Вот, например, в прошлом году...
— Позволь, я тебе все объясню. Дело в том, что каждый понедельник я составляю себе подробный план, включающий от 3 до 10 пунктов...
В процессе работы с приемами психологического самбо тренер должен несколько раз подчеркнуть значение интонации и других паралингвистических и невербальных средств. Речевые формулировки важны, но их недостаточно для достижения цели. Целью же применения техник психологического самбо является восстановление самообладания, преодоление слишком интенсивных эмоций, вызванных нападением или манипулятивным «щипком».
Упражнение
«Бесконечное уточнение»
Цель. Отработка навыка прояснения позиции нападающего с помощью уточняющих вопросов.
Дополнительные тренерские цели:
проверить степень индивидуального психологического контакта тренера с каждым участником;
(~1 продолжить конструктивное развитие этого контакта;
D сделать окончание первого дня забавным и веселым.
Инструкция. Давайте прочитаем формулировку техники бесконечного уточнения. В этой технике важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением. Кто хочет напасть на меня, чтобы я продемонстрировала технику бесконечного уточнения?
Это как раз тот момент, когда тренер реализует принцип моделирования реакций. Если тренер не признает моделирования, он может предложить участникам «нападать» друг на друга.
Если желающие «напасть» находятся, тренер должен лишь контролировать и корректировать выполнение упражнения. Однако если желающих не найдется, ему придется «моделировать» теперь уже нападение. В этом случае правило таково: «придираться» только к самым поверхностным характеристикам оформления внешности — цвету ботинок, форме ворота, толщине свитера и т. п. Нападения тренера могут быть только шутливыми, смешными и нелепыми. Если участник дает «варварский» ответ или, наоборот, ответ, которым он задевает собственное достоинство («принижает собственную личность»), т. е. ответ, нарушающий его собственные личностные права, тренер обращает на это внимание группы и обсуждает ситуацию вместе с нею.
Пример Выполнение техники бесконечного уточнения
(Москва, «Арсенал», май 2001)
М. Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришел в костюме.
|
|
Варианты ответов | Реакция тренера | |
А1. Нормальный свитер! | Тренер обращается к группе с вопросом: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения?» Кто-то из участников обязательно ответит: «Нет, это самозащита в форме ответного нападения». Тренер может посвятить некоторое время прояснению вопроса о различиях между самообороной и самозащитой Тренер задает группе вопрос: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения?» Наверняка кто-то из участников ответит: «Нет, это оправдание, он принижает собственную личность». Здесь можно напомнить группе образ величественного Серафима | |
А2. Какая вам разница, какой у меня свитер? A3. Какой есть, такой и ношу. | ||
А4. Так что, снять его, если он вам не нравится? | ||
А5. Обещаю завтра прийти в другом... | ||
А6. Как я мог бы, будучи в свитере, все же проявить уважение к тем, кто пришел в костюме? | Если тренер сам «нападал», то здесь он либо отвечает на заданный вопрос, и для всех становится очевидным, что он перешел в «пласт» когнитивного обсуждения проблемы, либо сообщает, какое действие произвело на него это высказывание (захотелось объяснить свою мысль или, наоборот, замолчать, прекратить разговор и т. п.). |