Инструкция: Вам еще раз будут предложены 37 основных утверждений, характеризующих те навыки, которые люди используют в повседневной жизни. Отметьте крестиком, в соответствующей графе бланка, насколько каждый из этих навыков удается выполнить вашим сверстникам, выбрав один из вариантов ответа: всегда, часто, иногда, редко или никогда.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | Всегда | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1. Вступить в разговор с кем-нибудь. | |||||
2. Перейти в разговоре к интересующему Вас вопросу, детально обсудить его и ответить на вопросы собеседника. | |||||
3. Дать другому человеку понять, что Вы внимательно выслушали его и затем умело завершить разговор каким – либо уместным замечанием. | |||||
4. Выслушивать другого человека, быть внимательным к нему, постараться понять его, показать ему свою заинтересованность. | |||||
5. Сказать комплимент, сказать собеседнику, что Вам нравится в нём или в его действиях. | |||||
6. Дать понять другому человеку, что Вы благодарны ему за то, что он сделал для Вас. | |||||
7. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах. | |||||
8. Попросить о помощи: попросить кого–либо помочь Вам квалифицированно справиться со сложной ситуацией, с которой вы не можете справиться самостоятельно. | |||||
9. Доходчиво объяснить кому–либо что и как ему делать. | |||||
10. Выразить нежные чувства, дать понять кому–либо, что Вы неравнодушны к нему (к ней). | |||||
11.Обратиться с жалобой: дать кому-то понять, что он виноват перед Вами и попытаться найти решение проблемы. | |||||
12. Убедить другого человека, что Ваша точка зрения на что–либо более правильная и более продуктивная, чем его. | |||||
13. Выразить своё недовольство, выразить своё возмущение прямо и честно | |||||
14. Дать другому человеку понять, что Вам приятна его похвала и что Вы её цените. | |||||
15. Откликнуться на переживания другого человека (эмпатия) – попытаться понять то, что чувствует другой человек и выразить ему своё понимание. | |||||
16. Принести извинения – сказать кому–либо, что вы искренне сожалеете, что причинили ему неприятность. | |||||
17. Выполнение указаний – строго следовать инструкции и выполнять соответствующие действия. | |||||
18. Реакция на уговоры – учесть предложение другого человека, сравнить их со своими идеями и решить какой образ действия будет лучше для Вас в конечном счёте. | |||||
19. Реакция на неудачу - выделить, что в Ваших действиях было неправильно и что можно изменить, чтобы более успешно действовать в будущем. | |||||
20. Разобраться в противоречивых заявлениях: выяснить, что в словах другого человека соответствует действительности. | |||||
21. Реагировать на жалобу - справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в ситуации, виновником которой оказались Вы. | |||||
22. Попытаться понять гнев другого человека и показать ему, что Вы стараетесь понять его. | |||||
23. Решить, чего Вы хотите добиться и насколько это реально. | |||||
24. Решить, какая специальная информация Вам нужна и обратиться за ней к компетентным людям. | |||||
25. Сосредоточиться на выполнении задания, создать такие условия, которые позволят Вам сделать работу эффективно. | |||||
26. Оценка собственных способностей – честно и беспристрастно оценить свои способности, чтобы определить, насколько Вы компетентны в соответствующем деле. | |||||
27. Приготовиться к нелёгкому разговору – заранее обосновать свою позицию в разговоре, который обещает быть трудным. | |||||
28. Выделение приоритетных проблем – решить какая из проблем наиболее важная и какая должна быть решена в первую очередь. | |||||
29. Принять решение – оценить, какое из возможных решений является наиболее реалистичным, наметить наиболее реальный образ действий, который, по Вашему мнению, отвечает Вашим интересам. | |||||
30. Определить, какие именно чувства Вы испытываете. | |||||
31. Определить виновного – определить, чьи именно действия (Ваши или кого–либо другого) явились причиной того, что произошло. | |||||
32. Обращение с просьбой – попросить у соответствующих людей то, что Вам нужно и то, что Вы хотите. | |||||
33. Релаксация - успокоиться и расслабиться, когда Вы напряжены. | |||||
34. Самоконтроль – овладеть собой, не допуская срыва. | |||||
35. Переговоры – прийти к компромиссному решению в споре с другим человеком. | |||||
36. Помочь другому человеку, когда он не может сам справиться со своими проблемами. | |||||
37. Самоутверждение – отстаивать свою позицию, показав другим, что Вы хотите, испытываете или думаете по поводу чего – либо. |
Методика № 2
|
|
|
|
Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.
Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “ Верно ”, “ Пожалуй, верно ”, “ Пожалуй, неверно ”, “ Неверно ” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.
Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
№ п/п | Утверждения | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях. | |||||
Люблю всякие приключения, могу идти на риск. | |||||
Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю. | |||||
Придерживаюсь девиза “Выслушай совет, но сделай по-своему”. | |||||
Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий. | |||||
Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю. | |||||
Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1–2 дней для подготовки. | |||||
Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра. | |||||
Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает. | |||||
Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди. | |||||
Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств. | |||||
Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей. | |||||
Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. | |||||
Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают. | |||||
Не люблю много раздумывать о своем будущем. | |||||
В новой одежде часто ощущаю себя неловко. | |||||
Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок. | |||||
Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями. | |||||
Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным. | |||||
Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать. | |||||
Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей. | |||||
Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять. | |||||
В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта. | |||||
При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов. | |||||
Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни. | |||||
Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи. | |||||
Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте. | |||||
Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана. | |||||
Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта. | |||||
В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно. | |||||
Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам. | |||||
Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы. | |||||
Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность. | |||||
Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе. | |||||
Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке. | |||||
В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации. | |||||
Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах. | |||||
Редко отступаюсь от начатого дела. | |||||
Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия. | |||||
Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях. | |||||
Про меня говорят, что я “разбрасываюсь”, не умею отделить главное от второстепенного. | |||||
Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет. | |||||
Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно. | |||||
После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты. | |||||
Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны. | |||||
Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему. |
Методика № 3
|
|
|
|
Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет.
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов: -3 – не согласен полностью, -2 – не согласен частично, -1 – скорее не согласен, чем согласен, +1 – скорее согласен, чем не согласен, +2 – согласен частично, +3 – согласен полностью
№ п/п | Утверждения | +1 | +2 | +3 | -3 | -2 | -1 | ||||||
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. | |||||||||||||
Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. | |||||||||||||
Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. | |||||||||||||
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. | |||||||||||||
Осуществление моих желаний часто зависит от везения. | |||||||||||||
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. | |||||||||||||
Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. | |||||||||||||
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | |||||||||||||
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. | |||||||||||||
Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий. | |||||||||||||
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить. | |||||||||||||
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. | |||||||||||||
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. | |||||||||||||
Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать. | |||||||||||||
Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. | |||||||||||||
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. | |||||||||||||
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. | |||||||||||||
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. | |||||||||||||
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. | |||||||||||||
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. | |||||||||||||
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. | |||||||||||||
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. | |||||||||||||
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. | |||||||||||||
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. | |||||||||||||
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. | |||||||||||||
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. | |||||||||||||
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. | |||||||||||||
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. | |||||||||||||
То, что со мной случается, это дело моих собственных рук. | |||||||||||||
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий. | |||||||||||||
Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | |||||||||||||
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу. | |||||||||||||
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам. | |||||||||||||
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. | |||||||||||||
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой. | |||||||||||||
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. | |||||||||||||
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. | |||||||||||||
Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. | |||||||||||||
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. | |||||||||||||
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. | |||||||||||||
В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании. | |||||||||||||
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. | |||||||||||||
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. | |||||||||||||
Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. | |||||||||||||
Методика № 4
Инструкция:
Внимательно прочитайте предложенные Вам слова, характеризующие определенные качества личности. После этого выпишите в столбик слева 10-20 качеств, которые, по Вашему мнению, являются положительными характеристиками человека. В столбик справа выпишите 10-20 слов, означающих отрицательные качества, которыми Ваш идеал обладать не должен. Те качества, которые, по Вашему мнению, являются нейтральными (не характеризующими человека ни с отрицательной, ни с положительной стороны), следует пропустить.
Положительные | Наименование качеств | Отрицательные |
аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, вялость, впечатлительность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, интеллектуальность, капризность, любознательность, легковерие, ленивость, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, надежность, неряшливость, нахальство, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, подвижность, рассудочность, решительность, равнодушие, скромность, смелость, самозабвение, сдержанность, страстность, сострадательность, стыдливость, сентиментальность, терпеливость, трусость, тревожность, трудолюбие, увлекаемость, уступчивость, упорство, холодность, честность, энтузиазм, эксцентричность |
Подчеркните в левом и правом столбиках те качества, которые, по Вашему мнению, свойственны лично Вам. Выполняя задание, учитывайте не степень выраженности качества, а его наличие или отсутствие
Методика № 5 Эссе.
Для завершения участия в этом этапе Вам не обходимо написать эссе на тему: "Представления о том каким должен быть психолог профессионал".
Для более точного понимания, что я хочу получить приведу несколько наводящих вопросов для эссе:
1. Какими качествами должен, обладать, по Вашему мнению, практический психолог?
2. Какие качества из тех которые Вы считаете уже есть у вас на этапе адаптации к профессии сегодня?
3. Каким Вы себе представляете психолога?
4. Какими знаниями умениями и навыками должен обладать психолог и какие имеются у Вас?
5. Какие качества Вы хотели приобрести? Объём 3 000 знаков