Министерство образования и науки Российской Федерации
____________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В. И. МАЛЮК
МЕНЕДЖМЕНТ
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета
УДК 378.33
ББК 65.050
Рецензенты:
Доктор экономических наук, профессор Т.П.Некрасова
Доктор экономических наук, профессор М.А. Макарченко
Малюк В.И. Менеджмент: учеб. пособие. / В.И. Малюк. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 160 с.
Учебное пособие соответствует содержанию дисциплины «Менеджмент» ОПД.Ф.04.02 федеральной составляющей основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 080100.62 – Экономика, профиль «Экономика предприятий и организаций (машиностроение)» и 080200.62 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент (машиностроение)».
В учебном пособии представлены все разделы и темы, изучаемые в рамках дисциплины «Менеджмент». Материал изложен с системных позиций в четко заданной логической последовательности. Изложение носит лаконичный, но достаточно полный характер, сопровождается многочисленными схемами и таблицами, что обеспечивает усвоение внутренней логики дисциплины, её содержания, удобство изучения и подготовки к установленной форме контроля знаний.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………5
Раздел 1. Методологические основы менеджмента ……………………………6
Тема 1. Сущность и категории менеджмента ……….. ………..………………6
1.1. Понятия и содержание менеджмента…………………………………………6
1.2. Основные категории менеджмента……………………………………………9
1.3. Принципы эффективного менеджмента……………………………………..12
Тема 2. Эволюция менеджмента и его современные концепции …………. 14
2.1. Истоки возникновения современного менеджмента……………………...14
2.2. Развитие школ управления и эволюция управляющих систем…………..18
2.3. Современные концепции управления……………………………………...26
Тема 3. Виды и элементы организации ……………………… ………………..30
3.1. Виды организаций……………………………………………………………..30
3.2. Элементы организации………………………………………………………..34
3.3. Ограничения и условия функционирования организации………………….37
Тема 4. Менеджеры в организации …………………………………………….41
4.1. Задачи и содержание труда менеджера………………………………………41
4.2. Виды менеджеров……………………………………………………………...45
4.3. Требования, предъявляемые к менеджеру…………………………………...48
Тема 5. Эффективность менеджмента ……………………………………….....51
5.1. Методы оценки эффективности менеджмента организации………………..51
5.2. Признаки эффективного менеджмента………………………………………53
|
|
5.3. Пути повышения эффективности менеджмента…………………………….56
Раздел 2. Система функций менеджмента …….……………………………..59
Тема 6. Природа и состав функций менеджмента ……………………………59
6.1. Понятие и виды функций менеджмента……………………………………..59
6.2. Содержание процесса управления деятельностью организации…………...60
6.3. Состав и содержание социально – психологических функций…………….63
6.4. Состав и содержание технологических (фоновых) функций
менеджмента…………………………………………………………………...64
Тема 7.Формирование целей и стратегии организации ……………….…….68
7.1. Основные понятия и категории стратегического менеджмента……………68
7.2. Сценарий стратегического управления и его этапы………………………...70
7.3. Процесс выработки и реализации стратегических решений……………….73
Тема 8. Планирование как функция менеджмента ……………………..……76
8.1. Сущность функции планирования……………………………………………76
8.2. Виды планирования……………………………………………………………76
8.3. Процесс планирования………………………………………………………...79
Тема 9. Организация в системе менеджмента ………………………….…….82
9.1. Понятие и задачи функции организации……………………………………..82
9.2. Виды и типы организационных структур предприятием…………………...82
9.3.Инструменты и методы формирования организационных структур
предприятия…………………………………………….………………………89
Тема 10. Контроль и регулирование в системе менеджмента ……..……….92
10.1. Понятие функции учета, контроля, анализа и регулирования…………….92
10.2. Содержание функции регулирования……………………………………….96
Раздел 3. Технология и методы менеджмента ………………………………..97
Тема 11. Управленческие решения в системе менеджмента …………...…..97
11.1. Понятие и виды управленческих решений………………………………...97
11.2. Процесс принятия управленческого решения……………………………..98
11.3. Формы представления управленческих решений для
хорошо структурированных (типовых) задач…………………………….102
Тема 12. Методы и инструменты менеджмента …………………..…………107
12.1.Методы менеджмента……………………………………………………….107
12.2. Моделирование в менеджменте……………………………………………108
12.3. Инструменты менеджмента………………………………………………...109
Тема 13. Коммуникации в менеджменте ……………………………..……….112
13.1. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте……………………..112
13.2. Структура процесса коммуникации………………………………………..113
13.3. Информационные системы в коммуникациях…………………………….115
Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента ……………
Тема 14. Делегирование в менеджменте ……………………………….……..117
14.1. Сущность делегирования…………………………………………………...117
14.2. Виды делегирования………………………………………………………...118
14.3. Виды полномочий…………………………………………………………...120
14.4. Эффективность делегирования…………………………………………….122
Тема 15. Мотивация в менеджменте ……………………………………..……124
15.1. Основные понятия и виды мотивации……………………………………..124
15.2. Теории мотивации……………………………… …………………………125
15.2.1.Содержательные теории мотивации………………………………….126
15.2.2. Процессуальные теории мотивации…………………………………130
Тема 16. Стили руководства ………………………………………………..….134
16.1. Понятие и виды стилей руководства………………………………………134
16.2. Формы коллегиальности в менеджменте………………………………….138
16.3. Способы оценки руководителя…………………………………………….143
Тема 17. Основы деловых отношений в менеджменте …………………..….147
17.1. Основные правила делового общения……………………………………..147
17.2. Неформальные группы и лидеры коллектива……………………………..151
|
|
17.3. Конфликты в коллективе и способы их разрешения……………………..153
17.4. Управление деловой карьерой в организации…………………………….157
ЛИТЕРАТУРА для самостоятельной работы студента……….……………….165
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие призвано дать общее представление о менеджменте как науке управления организацией, как виде деятельности и процессе принятия управленческих решений, а так же как об аппарате управления любого предприятия. Цель данного изложения материала по управлению деятельностью организации сводится, по мнению автора, к комплексному представлению существующих в мире знаний в данной области науки. Книга предназначена для студентов экономических и технических специальностей, изучающих менеджмент в соответствии с принятыми в университете учебными планами и рабочей программой дисциплины.
Материал в учебном пособии излагается на системной основе и с классических позиций. Автор старался сделать язык изложения простым и понятным для студента. Очередность разделов выстроена таким образом, что вначале студент осваивает основные понятия и категории, а затем изучается содержание раздела.
В учебном пособии материал излагается в двух разделах и 17 главах, в которых в логической последовательности представлены основные категории менеджмента, его виды, характеристика управленческой работы руководителей различного иерархического уровня и функциональных областей деятельности, эффективность этой деятельности и способы её оценки. Студенту предлагается к рассмотрению природа и состав функций менеджмента, которые затем исследуются более глубоко как с системных позиций, так и на основе процессного подхода.