«Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать».
Платон
Рассмотрим семантические значения цветов в несколько неожиданном ракурсе: применительно к керамической росписи. Именно на этом стыке искусств — колоризации и нанесения узоров — наиболее отчетливо просматриваются законы сакральной геометрии цвета, сопрягающиеся с геометрией формы.
Орнамент, украшающий древние сосуды, соответствовал определяемому свыше их мистическому предназначению — быть вместилищем души земли на разных стадиях существования человека. Основой для выражения массового художественного мировоззрения в древности был маленький и подчас очень хрупкий сосуд.
В таинственный сосуд — Грааль — собирается кровь Христова. Это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Ари-мафейский, снявший с креста тело распятого Иисуса. У Девы Марии сосуд с водой означает непорочную чистоту, ее особую очищенность для выполнения высшей миссии.
|
|
В греческой мифологии Данаиды в Аиде несут вечное наказание, наполняя водой расколотый сосуд — как символ вечности.
Зевс вынимает из двух сосудов добро и зло и раздает их людям.
В мусульманском рае мальчики обходят праведников с сосудами из серебра и кубками из хрусталя.
В специальном сосуде содержится амрита — индийский божественный напиток бессмертия. Небесная река, дочь царя гор Хи-мавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганга, рисуется с сосудом, наполненным водой, и с лотосом в руках.
В Египте у Анубиса, выступавшего и как бог бальзамирования, был фетиш — шкура, забинтованная в льняные пелены. Ее прикрепляли к шесту, вставленному в сосуд, и помещали в гробницу умершего.
Тысячерукий Выньшу в буддизме в каждой руке держит сосуд. По представлениям кечуа, бог-громовник, разбивая камнем из своей пращи небесный сосуд с водой, посылал дождь. Дуализм мужского и женского начал получил иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллообразных выступов и вульвообразных овалов.
Вся матрица мира оказывалась в руках мастера; изготовляя очередной сосуд, он становится равным Богу, Творцу. Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов.
В ряде мифов творения потоп связан с сосудом с водой, из которого возникают первый мужчина и первая женщина, становящиеся прародителями человеческого рода. Небольшая поверхность сосуда вынуждала с особой тщательностью относиться к художественным средствам. Главными модусами мистической росписи становились линия и цвет; мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые оттенки.
|
|
В сосудах отчетливо наблюдается магнетизирующий эффект определенных геометрических форм — как пространственных (форма самого сосуда), так и направленного по двум измерениям (изображение на стенках).
Поверхность сосуда, конечно, не двухмерна — это не плоскость, — здесь уже мы касаемся области геометрии вогнутых и выпуклых пространств, рассмотрение таинств которой выходит за рамки данной работы. Благодаря совокупности указанных факторов в сосудах не портилось их содержимое, сохраняя очень долгое время все свои качества. Эти свойства сосудов активно использовали алхимики, которые много работали с их поразительными магнетизирующими свойствами и нанесением специальных символов на стенки.
Содержание росписи всегда (даже в самых роскошных стилях) выражено довольно скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (одно животное, а не стадо; один осьминог, а не все морские создания). Сами формы крайне стилизованы: рога — полуовалы, ноги — палочки, туловище — треугольники и так далее. При этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленял его на четко читающиеся антропоморфные части (туловище, горло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливал эти части в целое. Так достигалась необходимая эзотеричность повседневных предметов, основанная на применении в их росписи традиционных приемов сакральной геометрии.
Уже в ранней античности наблюдается огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные двухметровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост. Таким образом в жарких условиях лучше было сохранять продукты. С другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тонкими, практически прозрачными стенками. В росписи преобладали белая, черная, красная и синяя краски.
Цветовая терапия — мощное средство для оказания влияния на физическое, ментальное, эмоциональное и духовное состояния; ее можно использовать для улучшения жизни.
Обращая сфокусированное цветовое воздействие на определенную область — существующую на физическом или визуализа-ционном планах, — можно восстанавливать в ней энергетический баланс, освобождаться от отрицательных вибраций и наслоений, затрудняющих духовное творчество. Рассмотрим семантико-цветовые соответствия, которые являются основополагающими в сакрализации цветовой гаммы в аспекте священной геометрии изображений.
Белый символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, а также невинность и правду. Белый чаще всего ассоциируется с набожностью и с религиозными обрядами. В христианстве белый цвет посвящен Богу-отцу. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег» (Дан., 7:9). За ним закреплен в канонах иконописи цвет Святых Девственниц. Белая фата невесты символизирует рождение новой жизни.
Во франкмасонских ложах белый цвет определен для подмастерьев и учеников. В «Младшей Эдде» говорится об источнике Урн: «Так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым». Также упоминается об асе по имени Хейм-далль, который «велик и священен», и его называют белым асом.
Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. В некоторых областях юго-восточной Азии считаются священными белые слоны. Белый цвет наделяется свойствами очищения и Божественности.
В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. Буддийские учения связывают с белым цветом такие качества, как самообладание и высшую духовную трансформацию через женственность мира. В Каббале белая корона символизирует венец радости и очищения
|
|
Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении. «Кришна и Ард-жуна, возвышаясь в огромной колеснице, влекомой белыми лошадьми, протрубили в свои божественные раковины» (Бхагавад-Гита, 1:14). Если Кришна — «черный», непроявленный, то Ард-жуна — «белый», проявленный. Кришна есть мужское начало, пассивное в процессе миропроявления (Дух), Арджуна есть женское начало, активное в процессе миропроявления.
Цветовая психоаналитика в предпочтении белого над серым и черным понимает человеческое стремление освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь. Следовательно, тем, кто жаждет освободиться от неприятностей, рекомендуется одеваться в белое.
В Древнем Риме весталки, которые давали обет хранить девственность и служили в храмах богини домашнего очага и горевшего в нем огня, носили белые одежды. Белый флаг означает сдачу, перемирие, а в более широком значении — мир и добрую волю. Этот обычай идет с древнейших времен, когда, чтобы продемонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представление — белую материю на шесте.
Золотой (желтый), цвет Солнца, является символом выпуклой поверхности. У египтян этот цвет связывался с богом Солнца Ра, а также с зерном. В Индии это цвет истины. В чакре желтого цвета тантрическая йога видит увеличение кундалини и обретение крепкого здоровья, а также способность ясно излагать мысли. Кунти рожает сына с золотым цветом кожи и в золотой броне, делающей его неуязвимым для врагов.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Из пупа Верховной Личности Бога вырос золотой лотос, на котором родился четырехглавый Господь Брахма» (1:9). Греки рассматривали золотой цвет в качестве символа разума.
Этот цвет Божественного озарения связывается с первым ковчегом Завета и с презренным Золотым тельцом; вместе с тем — с ореолом Аполлона, аурой Будды и нимбом Христа. Сознательный выбор золотого цвета означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия.
|
|
В скандинавских сказаниях золото называют огнем, светом, сиянием, а также огнем моря. Масонская традиция и Каббала связывают желтый цвет с духовной красотой. Восприятие желтого цвета вызывает нежное действие на пульс и дыхание, бодрое, веселящее возбуждение: этот цвет наиболее благоприятен для боль-
шей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к миру.
В то же время, темно-желтый цвет связывается с изменой, скупостью и недоверчивостью. В христианстве за ним закреплен цвет Иуды Искариота, предавшего Христа. В церковном искусстве Каин и Иуда Искариот обычно изображались с желтыми бородами.
В некоторых христианских странах евреев изображали в желтых одеждах ввиду царившего убеждения, что они «предали Иисуса». Во время второй мировой войны в странах, оккупированных нацистами, евреям предписывалось носить повязки с желтой звездой, «повязки позора». Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались одетыми в желтые одежды, что символизировало их измену Богу. Трусов называли «желтопузые», поскольку считалось, что печень труса лишена крови и имеет желтый цвет. Своими энергетическими потоками этот цвет вызывает стремление к мудрости, а также направляет человека на разумные и осторожные поступки.
Золотисто-желтый свет символизирует Дух Мудрости. «Сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения» (3 Цар., 3:48). Своими благими вибрациями он побуждает к чтению, размышлению, медитации. Желтый — цвет Солнца и лета.
В алхимии золото считается застывшим солнечным светом. Желтый символизирует славу и Божественную власть (в связи с солнечными ассоциациями: свет, тепло, мощь). В греческой мифологии желтый цвет является атрибутом Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя Земли и Небес. В Китае желтый — цвет императора: во времена династии Цин, последней правящей династии (1644-1911 гг.), только император имел право носить одежду желтого цвета.
В Индии новобрачная покрывает свои руки желтой краской для того, чтобы обозначить то счастье и единство, которые она ожидает.
Желтый цвет имеет и противоположную трактовку как цвет предательства, ревности, лжи и трусости. В средневековой Европе до XVI века двери домов уголовных преступников и предателей измазывали желтой краской.
Оранжевый цвет связан с теплом. В восточных традициях шафраново-оранжевые одеяния монахов символизируют отречение и смирение. Тантризм видит в оранжевой чакре способность возне-
сения к чистому духу и возможность освобождения от многих пороков: страсти, похоти, жадности, ревности и так далее. Однако длительное восприятие оранжевого цвета неподготовленными людьми вызывает утомление и головокружение. Предпочтение красновато-оранжевого цвета означает стремление к переживаниям, высокому уровню активности.
Оранжевый свет связан с Духом Святости; он приобщает ученика к священным областям бытия. Это цвет духовного здоровья. Единство мужского и женского начал в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого, таким образом, оранжевый цвет является гармоничным объединением двух противоположностей.
Черный цвет символизирует ночь, тишину и пустоту. В Индии черный цвет связан со временем и разрушением и перекликается с чувственным движением вниз; у египтян он символизировал возрождение.
Имя Кришны «Черный» равносильно эпитету «красивый» (ср. «красный» в смысле «красивый» в русском языке). В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «В Сатья-югу Господь носит черную оленью шкуру, священный шнур, молитвенные четки и посох и водяной горшок брахмачари» (5:21). В буддизме черный цвет связывается с темнотой скрытого (стесненного) бытия.
В христианстве этот цвет ассоциируется с сатаной и адом. Традиционный цвет панихид — черный.
В масонстве, при посвящении в высшие степени, черный бархат ложи или мантии старшего святого брата свидетельствует о цвете смятения — цвете первоначала Премудрости.
В соответствии с аналитической психологией цвета, предпочтительное отношение к черному цвету выражает отвращение к происходящему, негативизм, конфликтность и оппозиционность. Одежды такого цвета облюбованы анархистами, мятежниками, а также слабовольными людьми, инстинктивно стремящимися к укреплению силы духа.
Тем не менее, Джером К. Джером писал: «Хороших людей можно отличить по тому, что они всегда одеваются в черное. А совсем хорошие — вы, наверное, заметили — одевают черное сверху донизу, до перчаток и галстука, причем иногда черная у них даже рубашка под пиджаком.
Среднехорошие люди позволяют себе светлые брюки по выходным, и некоторые заходят так далеко, что облачаются в цветные жилеты. С другой стороны, люди, которые не задумываются о будущем, шатаются повсюду в светлых костюмах; закоренелых
негодяев народ обходит стороной, завидев их белые шляпы. Но о такого рода публике не говорят в приличном обществе, и возможно, мне не следовало их здесь вообще упоминать» («Досужие мысли досужего человека»).
Серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. По Люшеру, нейтральный серый цвет не вызывает никаких психологических реакций: он не успокаивает и не возбуждает, хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий.
В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение смерти физического тела и духовного бессмертия. Это нашло отражение в восточных траурных одеждах из неотбеленного холста. Другая производная этого значения — соотнесение серого цвета с убогими, нищими. В скандинавском эпосе у Одина был конь серой масти и о восьми ногах, и не было коня лучше у богов и людей.
В мусульманстве серый цвет считается связанным со злодеяниями, несчастьями. Это цвет приобщения к тайному знанию, предназначенному для узкого круга лиц. Серые цвета костюмов современных служащих корпораций, чиновников перекликаются с серыми оттенками масонских одежд: эти одежды одевают посвящаемые в высшие степени приобщения к таинствам ложи.
Тем, кто стремится быть неузнанным и незаметным, следует носить одежды серых тонов: этот цвет позволяет оградиться от посторонних влияний, переутомлений и внешних напряжений. Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. Студент, пришедший на экзамен в светло-серой одежде, уже одним этим скроет отсутствие знания предмета и повысит свои интеллектуальные возможности.
Темно-серые одежды помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.
Коричневый цвет связан с земным элементом. В христианской символике он обозначает духовную смерть, в мусульманстве — гибель и распад. Психология цвета выявляет в коричневом цвете инстинктивную чувственность, уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям, а также нежелание осознавать настоящее, что создает зависимость от общества и потребность в его поддержке. Этот цвет рекомендуется для релаксации, ментального отдыха.
Голубым свеом сияет Дух Истины; этот цвет связан с религией, покоем, музыкой. Посредством воздействия вибраций этого цвета можно развивать в себе чувство прекрасного, любовь к му-
зыке, нормализовывать работу нервной системы и излечивать заболевания легких. Голубой цвет оказывает благоприятное воздействие на глаза, которые служат проводниками истины. Этот цвет оказывает охлаждающее и успокаивающее влияние на энергетическую систему человека. Это один из самых целебных цветов для детей; он используется для пробуждения творческих способностей и вдохновения.
В тантрической йоге чакра голубого цвета символизирует ясность зрительного осмысления действительности. В «Шримад-Бха-гаватам» говорится: «Верховная Личность Бога, Хари, в Своих руках держал диск, раковину, меч, щит, стрелу, лук, аркан и булаву. Оттенок Его (собственного) тела был темно-голубым. Его глаза и лицо были очень веселыми, и от Его шеи до Его стоп свисала длинная гирлянда из цветов» (4:35).
В христианской символике это цвет Бога-Сына; в иудаизме — второй (после белого) священный цвет. «Стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдашний должен быть на нем» (Числ., 4:7).
Каббалистический голубой священный треугольник с оком Провидения в ложах масонов — знак этического приобщения к миру.
Голубой цвет в цветоаналитической психологии уменьшает уровень тревожности; при длительном его воздействии на человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление, замедляется дыхание, увеличивается длительность выдоха.
Голубой является цветом разума, мира и созерцания. Голубая вода и голубое небо связываются с бесконечностью, а также пустотой, из которой возникает и куда возвращается все сущее.
Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. В христианской символике синий — цвет Царицы небесной Девы Марии, в индуизме плащ Индры, царя богов, синего цвета.
Древние египтяне использовали синий для обозначения правды. Этот цвет сопутствовал Зевсу и Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как считалось, живут выше облаков.
Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Древние египтяне использовали синий для обозначения правды. Этот цвет сопутствовал Зевсу и
Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как считалось, живут выше облаков. Он ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения.
Эпитет «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у тех, кто произошел от смешанных браков. Аналогично «истинно голубой» цвет подчеркивает преданность, возможно, исходя из того, что истинную преданность может выказать только человек аристократического происхождения.
В христианском искусстве синий цвет символизирует набожность, искренность, благоразумие. Первоначально он был указан для богослужений, но в настоящее время, когда цвет не является обязательным, он используется время от времени в Испании на мессах и некоторых других религиозных службах. Как цвет, обозначающий постоянство и преданность, он ассоциируется с Девой Марией.
Синий присутствует на свадьбах как цвет верности, а также как знак покровительства Девы Марии. В ангельской иерархии Херувимы, поскольку они всегда погружены в благочестивые размышления, представлены синим цветом. Израильтянам было велено иметь синюю кайму на краях одежды, которая бы напоминала им о Боге.
Восприятие этого цвета вызывает ассоциации с Вселенной и мыслью, верностью и Божественной мудростью. Иудаизм причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания; синим цветом была украшена крыша первого храма Яхве. В Каббале синий цвет — это цвет пошады и милости.
Тантризм в чакре синего цвета видит интуитивно-творческое обретение спокойствия, освобождение от желаний, ведущих к пагубным действиям во внешнем мире.
Гете в «Учении о цвете» писал о синем цвете следующим образом: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой».
При воздействии синего цвета на человека дыхание становится менее глубоким, длительность выдоха увеличивается, пульс ослабляется, почти исчезает чувство боли.
В психологии цвета синий характеризует потребность в мирном и расслабленном покое и служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий цвет рекомендуется людям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью. Им можно вызвать установку на самопожертвование.
Зеленый связан с юностью, жизненными силами, рождением и надеждой. В чакре зеленого цвета тантрическая йога видит обретение власти над своим Я, ощущение внутренней силы, контроль над речью и чувствами, баланс мужской и женской энергии, преодоление препятствий и трудностей. «Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс, 52:8). Белое знамя с зеленым крестом Великого Командора масонов XVIII века украшал девиз «Dieu le veut» (Этого хочет Бог).В мусульманстве зеленый — святой цвет знамени пророка Мухаммеда. В каббале этот цвет олицетворяет победу.
Зеленый свет соприкасается с Духом Вечности и Эволюции. Это цвет роста, эволюции, а также богатства. Он связан с надеждой и предоставляет возможность духовного развития. Это также цвет весны, нового роста, плодородия, природы, радости, надежды (поскольку знаменует наступление весны и обновление жизни).
Зеленый очень часто символизирует непрерывность и даже бессмертие (когда, к примеру, говорят «вечнозеленый»). Представляющий собой смесь синего и желтого, зеленый является мистическим цветом, осуществляя связь между природным и сверхъестественным. Зеленый цвет означает избыток, процветание, стабильность; многие народы выбрали для своих денег зеленый цвет. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда — это цвет непослушания и проказ. Также он символизирует зависть и ревность. Как символ молодости, зеленый означает незрелость, несовершеннолетие, неопытность, наивность.
Исследования показывают, что под воздействием зеленого цвета у человека нормализуется кровяное и внутриглазное давление, увеличивается острота зрения, сужается величина слепого пятна сетчатки. Более того, происходит нормализация дыхания и пульса, увеличивается длительность выдоха, концентрируется внимание и создается подъем умственной работоспособности.
Психологи рекомендует его страдающим от невралгий и мигреней, вызванных повышенным кровяным давлением. Влияние зеленого цвета на физическое тело приводит к поднятию общего тонуса и созданию атмосферы релаксации.
Зеленые одежды рекомендуются людям, стремящимся обрести настойчивость, выдержку и уверенность.
Фиолетовый цвет связывается со смирением и рассудительностью, мистическими знаниями и жертвенностью, религиозным самоотречением и святостью. В тантре чакра фиолетового цвета ассоциируется с гармонией и мудростью во взаимоотношениях с
окружающими. В христианстве это цвет святой Марии Магдалины. В католицизме у служителей культа одеяния фиолетового цвета. Во времена раннего католицизма этот цвет использовался при раскаянии и смирении грешников.
Каббала выявляет в этом цвете первоначало, или основу основ. При воздействии фиолетового цвета на человека наблюдается наибольшая степень замедления дыхания, уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдоха, происходит замедление пульса. Воздействие фиолетового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость.
Фиолетовый свет означает Дух Божественного Всемогущества и духовной Любви; это Дух Самопожертвования. Это очень мощный цвет, защищающий человека во многих аспектах на физическом и духовном уровнях, помогая сбалансировать разные типы энергии. Более того, фиолетовый цвет — очень мистический, очень тонкий, который помогает человеку раздваиваться, чтобы посещать иные миры, и позволяет понять любовь Бога. На телесном уровне он оказывает антисептическое и очищающее влияние.
Предпочтение этого цвета другим в цветопсихологии объясняется стремлением к следованию общественным нормам поведения. Люшер и Клар настаивали на большой внушаемости людей, предпочитающих фиолетовый цвет.
Розовый цвет ассоциируется с духовной радостью. В одной из педиатрических клиник Франции ученые на основании результатов опытов по цветоаналитической психологии рекомендовали ввести розовое белье для больных детей. После этого количество поправляющихся пациентов резко возросло.
Красный цвет имеет сложную, подчас противоречивую символику. Он ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, огнем. В «Младшей Эдде» сказано: «Тот красный цвет, что ты видишь в радуге, — это жаркое пламя». В иудаизме в красный цвет окрашиваются грехи и День Страшного суда. Вместе с тем крыши первых иудейских храмов и одежды первосвященников были украшены красным цветом.
В христианстве этот цвет посвящен Святому Духу, а также ассоциируется со Страстями Господними, кровью Христа, пролитой во спасение человечества. Это цвет огненных страстей: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диа-дим» (Откр., 12:3).
Этот цвет — символ Духа Жизни. Он есть сама жизнь; это цвет крови, важнейшего проводника жизни. Как говорилось выше,
красный цвет — цвет огня. Внутренний огонь ведает теплотой, внутренней и наружной в каждом атоме, в том числе и человеческого организма. Он концентрируется в крови, которая разносит эфирные огни по всему телу. Кровь является дорогой жизни, транспортной сетью многих клеток, образований, химических веществ. Кровь в организме поддерживается в состоянии гомеостаза, то есть, в состоянии способности выполнять свои функции в самых разных условиях, когда человек изменяет какие-то линии поведения, попадает в иную окружающую среду. Что бы с человеком ни случилось — пока он жив, — кровь относительно стабильна. Пока в человеке горит внутренний огонь, он существует в этом мире, озаряя его красным светом. Своими вибрациями красный свет соединяет с Духом Жизни; благодаря ему люди оживляются, их жизнестойкость увеличивается. Красный цвет связывается с любовью Господней. В произведениях средневековой живописи, а также в росписях римских катакомб Иисус Христос во время бесед и после Воскресения одет в плащ или тунику красного цвета. Изображаемый крест также иногда нес на себе красный оттенок, поскольку был окроплен кровью Господней.
Серафимы, выражавшие всю полноту любви, которые в иерархии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Господу ближе всех и пребывают в Божественном жаре, обычно изображаются красным цветом и обладают красными крыльями. Новозаветные апостолы держали в своих руках книги, в которых помещено изложение Любви Божьей, с обложками красного цвета. Мария Магдалина иногда изображалась с красным яйцом в руках. Красный — наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, огонь, чувства, войну, революцию, силу, смерть, мужество. Доисторический человек кропил кровью любой объект, который он хотел вернуть к жизни. У древних римлян красный цвет определял Божественность.
Концепция красного как цвета любви восходит к огню, который несет тепло. В средневековом христианском искусстве красный является цветом милосердия, Божественной любви. В день Святой Троицы этот цвет служил олицетворением Святого Духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Также он напоминает о мучениках, которые пролили кровь за свою веру. Выражение «красный день календаря» происходит от обычая помечать церковные праздники и даты красными чернилами.
Красный также обозначает стыд и бесчестие. В пуританской Новой Англии XVII-XVIII вв. веках женщины, уличенные в незаконной связи, должны были носить на одежде красную букву «А».
Этот цвет обозначает «ночных бабочек», напоминая о том, что св. Иоанн видел блудницу в багряном: «И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. // И жена обмечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. // Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр., 17:3-4, 6).
По словам Кандинского, «беспредельное красное можно только мыслить или духовно видеть».Тантрическая йога связывает чакру красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета. Этот цвет оказывает возбуждающее действие на человека (ср. районы «красных фонарей»). Он вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение.
Красный цвет освещения в два раза увеличивает силу сжатия кисти; а за счет возбуждения нервной системы он вызывает резкий подъем работоспособности. Этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия, улучшает динамичность жизни и предприимчивость, способствует заживлению ран.
Пурпурный означает власть, славу, почет, величие, мощь. Как комбинация красного и синего, он символизирует союз любви и правдивости. Многие крайности античных религий сублимированы в архетипах пурпурных цветов. В христианстве наряду с белым символизирует цвет Бога-Отца. Этот цвет ассоциируется с королевским достоинством и Творцом. Тантра чакру пурпурного цвета сопоставляют со сверхсознанием, верой во всеобъединяющее видение мира, реализацией высшей полноты жизни и выходом за пределы пространства и времени.
В пурпурные цвета убирается и масонская ложа высших степеней посвящения. Пурпурные, серые или черные цвета одеяний подчеркивают принадлежность к святости. Пурпурный означает власть, славу, почет, величие, мощь. Как комбинация красного и синего, он символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, она представляла золото.
Литературное выражение «пурпурная проза» применяется по отношению к писаниям, которые чересчур замысловаты и вычурны. Это выражение впервые применил римский поэт Гораций в «Науке поэзии», написанной примерно в 20 году до н.э. В христианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание.
У древних римлян и греков пурпурные мантии носили только императоры, цари, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассоциируется с троном и властью. Выражение «рожденный в пурпуре» по отношению ко всем, кто принадлежит к высшему классу, восходит к временам Византийской империи, где существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными покрывалами на стенах.
Небольшое замечание относительно стен. Перпендикулярно стоящие стены, особенно кирпичные, создают излучение большой силы. Если это излучение не компенсируется другими внутренними сооружениями (а чаще всего именно так и бывает и экранирования не происходит), то спальные места — кровати, диваны — ставить вплотную к стенам нецелесообразно. В «Божевом уставе пехоты» указывалось, что спальные места военнослужащих должно располагать не ближе 70 см от стены.
По имени критского грота Камарес близ Феста получил название первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой росписи всегда отражают не столько предпочтения вазописца, сколько ритуальную и Божественную необходимость, дающую возможность проявить Себя в мире посредством геометрических форм. С их помощью происходило мистическое приобщение к Богу (ср. причастие в христианской культуре). Формы сосудов вазописцы выбирали сообразно сюжету, который им диктовала высшая сущность. На высоких сосудах вытягиваются в длину растения. Шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги.
Гомеровская Греция — это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры — геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты, ромбы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги заполняют поверхность сосудов всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады и обилие керамики.
Для грека этого периода мир четко распадался на уровни. Человек располагался в средних мирах. Выше — небесные миры. Ниже — подземные (хтонические). Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения или смерти (моменты перехода). Сами сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению к Богу (приношения сосудов богам и ритуальное питье из них), но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или
дном. Верхний сосуд служит алтарем. В него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая проникает к умершему в подземный мир.
Человеческий мир лучше всего поддается изображению. Потому вазописцы, разбивая поверхность сосуда на уровни, часто помещали в средней части условное, силуэтное изображение похорон
Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские силуэтные фигуры и орнаменты не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее. В период греческой архаики возникают тысячи мастерских для изготовления и росписи керамических сосудов. Именно в это время, в VII в. до н.э., в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые ленты реальных и фантастических животных. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром.
Полнота жизни крупного торгового города вылилась на поверхности коринфской керамики. На светлом (прекрасного кремового оттенка) фоне с многочисленными пятнами-розетками словно выстроились черные, слегка подцвеченные пурпуром, силуэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмовых листьев и цветов лотоса. Контуры их процарапаны, что еще больше выделяет необычные для Древней Греции фигуры. Вазо-писец еще не старается достичь тонкости в полутонах, а выражает все через силуэты. Но это уже не бесплотный мир чистых теней, каким он был в геометрическом стиле. Немного подцвечива-ясь пурпуром, он приобретает телесность, весомость. Это еще не мир реальной Греции, но уже и не потусторонний мир. Небывалые существа из других стран (чаще из Египта) стали переходной ступенью в интересе художника к своему окружению. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда и жить своей виртуальной жизнью. Эта жизнь неразрывно связана с сакральной геометрией цвета.
Чтобы солнечный свет мог разложиться на семь цветов, от граней призмы, через которую он проходит, требуется прозрачность и равновеликость. В аспекте человеческого существа это понимается следующим образом: нужно, чтобы человек гармонично развивал сакральный треугольник, образованный разумом, сердцем и волей. В результате свет, идущий от Господа, солнечный свет, пройдет через него и проявится во всем потрясающем блес-
ке семи цветов. Люди, которые долго работали над развитием своего разума, наставлявшие сердце искренне чувствовать и любить, обретают огромную духовную силу: они боролись, стремились одержать верх над деструктивными влияниями, и теперь могут разложить свет на семь цветов. В силу такого разложения их аура становится больше, красивее и чище.