Семантика цветовой гаммы и сакрализация керамической росписи

«Цветэто пламя, струящееся от каж­дого отдельного тела и состоящее из час­тиц, соразмерных способности нашего зре­ния ощущать».

Платон

Рассмотрим семантические значения цветов в несколько нео­жиданном ракурсе: применительно к керамической росписи. Имен­но на этом стыке искусств — колоризации и нанесения узоров — наиболее отчетливо просматриваются законы сакральной геомет­рии цвета, сопрягающиеся с геометрией формы.

Орнамент, украшающий древние сосуды, соответствовал оп­ределяемому свыше их мистическому предназначению — быть вместилищем души земли на разных стадиях существования чело­века. Основой для выражения массового художественного миро­воззрения в древности был маленький и подчас очень хрупкий сосуд.

В таинственный сосуд — Грааль — собирается кровь Христова. Это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Ари-мафейский, снявший с креста тело распятого Иисуса. У Девы Марии сосуд с водой означает непорочную чистоту, ее особую очищенность для выполнения высшей миссии.

В греческой мифологии Данаиды в Аиде несут вечное наказа­ние, наполняя водой расколотый сосуд — как символ вечности.

Зевс вынимает из двух сосудов добро и зло и раздает их лю­дям.

В мусульманском рае мальчики обходят праведников с сосу­дами из серебра и кубками из хрусталя.

В специальном сосуде содержится амрита — индийский боже­ственный напиток бессмертия. Небесная река, дочь царя гор Хи-мавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганга, рисуется с сосудом, наполненным во­дой, и с лотосом в руках.

В Египте у Анубиса, выступавшего и как бог бальзамирова­ния, был фетиш — шкура, забинтованная в льняные пелены. Ее прикрепляли к шесту, вставленному в сосуд, и помещали в гроб­ницу умершего.

Тысячерукий Выньшу в буддизме в каждой руке держит сосуд. По представлениям кечуа, бог-громовник, разбивая камнем из своей пращи небесный сосуд с водой, посылал дождь. Дуализм мужского и женского начал получил иконографическое выраже­ние на древних бронзовых сосудах в виде фаллообразных высту­пов и вульвообразных овалов.

Вся матрица мира оказывалась в руках мастера; изготовляя очередной сосуд, он становится равным Богу, Творцу. Всем ми­фическим первопредкам обычно приписывалось изготовление раз­личных глиняных сосудов.

В ряде мифов творения потоп связан с сосудом с водой, из которого возникают первый мужчина и первая женщина, стано­вящиеся прародителями человеческого рода. Небольшая поверх­ность сосуда вынуждала с особой тщательностью относиться к художественным средствам. Главными модусами мистической рос­писи становились линия и цвет; мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые оттенки.

В сосудах отчетливо наблюдается магнетизирующий эффект определенных геометрических форм — как пространственных (фор­ма самого сосуда), так и направленного по двум измерениям (изоб­ражение на стенках).

Поверхность сосуда, конечно, не двухмерна — это не плос­кость, — здесь уже мы касаемся области геометрии вогнутых и выпуклых пространств, рассмотрение таинств которой выходит за рамки данной работы. Благодаря совокупности указанных фак­торов в сосудах не портилось их содержимое, сохраняя очень дол­гое время все свои качества. Эти свойства сосудов активно ис­пользовали алхимики, которые много работали с их поразитель­ными магнетизирующими свойствами и нанесением специальных символов на стенки.

Содержание росписи всегда (даже в самых роскошных сти­лях) выражено довольно скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (одно животное, а не стадо; один осьминог, а не все морские создания). Сами формы крайне стилизованы: рога — полуовалы, ноги — палочки, туловище — треугольники и так далее. При этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленял его на четко читающиеся антропоморфные части (туловище, гор­ло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливал эти части в целое. Так достигалась необ­ходимая эзотеричность повседневных предметов, основанная на применении в их росписи традиционных приемов сакральной гео­метрии.

Уже в ранней античности наблюдается огромное разнообра­зие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные двухметровые пифо­сы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую че­ловеческий рост. Таким образом в жарких условиях лучше было сохранять продукты. С другой стороны, в быту использовали кро­шечные чашечки с тонкими, практически прозрачными стенка­ми. В росписи преобладали белая, черная, красная и синяя крас­ки.

Цветовая терапия — мощное средство для оказания влияния на физическое, ментальное, эмоциональное и духовное состоя­ния; ее можно использовать для улучшения жизни.

Обращая сфокусированное цветовое воздействие на опреде­ленную область — существующую на физическом или визуализа-ционном планах, — можно восстанавливать в ней энергетичес­кий баланс, освобождаться от отрицательных вибраций и наслое­ний, затрудняющих духовное творчество. Рассмотрим семантико-цветовые соответствия, которые являются основополагающими в сакрализации цветовой гаммы в аспекте священной геометрии изображений.

Белый символизирует чистоту, целомудрие, мир, девствен­ность, свет, а также невинность и правду. Белый чаще всего ассо­циируется с набожностью и с религиозными обрядами. В христи­анстве белый цвет посвящен Богу-отцу. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег» (Дан., 7:9). За ним закреплен в канонах иконописи цвет Святых Девственниц. Белая фата невесты симво­лизирует рождение новой жизни.

Во франкмасонских ложах белый цвет определен для подмас­терьев и учеников. В «Младшей Эдде» говорится об источнике Урн: «Так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым». Также упоминается об асе по имени Хейм-далль, который «велик и священен», и его называют белым асом.

Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. В некоторых областях юго-восточной Азии считают­ся священными белые слоны. Белый цвет наделяется свойствами очищения и Божественности.

В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. Буддийские учения связывают с белым цветом такие качества, как самообладание и высшую духовную трансформацию через жен­ственность мира. В Каббале белая корона символизирует венец ра­дости и очищения

Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении. «Кришна и Ард-жуна, возвышаясь в огромной колеснице, влекомой белыми ло­шадьми, протрубили в свои божественные раковины» (Бхагавад-Гита, 1:14). Если Кришна — «черный», непроявленный, то Ард-жуна — «белый», проявленный. Кришна есть мужское начало, пас­сивное в процессе миропроявления (Дух), Арджуна есть женское начало, активное в процессе миропроявления.

Цветовая психоаналитика в предпочтении белого над серым и черным понимает человеческое стремление освободиться от об­ременительной связи и начать новую жизнь. Следовательно, тем, кто жаждет освободиться от неприятностей, рекомендуется оде­ваться в белое.

В Древнем Риме весталки, которые давали обет хранить дев­ственность и служили в храмах богини домашнего очага и горев­шего в нем огня, носили белые одежды. Белый флаг означает сда­чу, перемирие, а в более широком значении — мир и добрую волю. Этот обычай идет с древнейших времен, когда, чтобы про­демонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представ­ление — белую материю на шесте.

Золотой (желтый), цвет Солнца, является символом выпук­лой поверхности. У египтян этот цвет связывался с богом Солнца Ра, а также с зерном. В Индии это цвет истины. В чакре желтого цвета тантрическая йога видит увеличение кундалини и обрете­ние крепкого здоровья, а также способность ясно излагать мысли. Кунти рожает сына с золотым цветом кожи и в золотой броне, делающей его неуязвимым для врагов.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Из пупа Верховной Лич­ности Бога вырос золотой лотос, на котором родился четырехгла­вый Господь Брахма» (1:9). Греки рассматривали золотой цвет в качестве символа разума.

Этот цвет Божественного озарения связывается с первым ков­чегом Завета и с презренным Золотым тельцом; вместе с тем — с ореолом Аполлона, аурой Будды и нимбом Христа. Сознательный выбор золотого цвета означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия.

В скандинавских сказаниях золото называют огнем, светом, сиянием, а также огнем моря. Масонская традиция и Каббала свя­зывают желтый цвет с духовной красотой. Восприятие желтого цвета вызывает нежное действие на пульс и дыхание, бодрое, веселящее возбуждение: этот цвет наиболее благоприятен для боль-

шей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного ви­дения и остроты зрения. Стимулируя деятельность мозга, он вы­зывает у человека интеллектуальный интерес к миру.

В то же время, темно-желтый цвет связывается с изменой, скупостью и недоверчивостью. В христианстве за ним закреплен цвет Иуды Искариота, предавшего Христа. В церковном искусстве Каин и Иуда Искариот обычно изображались с желтыми борода­ми.

В некоторых христианских странах евреев изображали в жел­тых одеждах ввиду царившего убеждения, что они «предали Иисуса». Во время второй мировой войны в странах, оккупированных на­цистами, евреям предписывалось носить повязки с желтой звез­дой, «повязки позора». Еретики, осужденные испанской инкви­зицией, сжигались одетыми в желтые одежды, что символизиро­вало их измену Богу. Трусов называли «желтопузые», поскольку считалось, что печень труса лишена крови и имеет желтый цвет. Своими энергетическими потоками этот цвет вызывает стремле­ние к мудрости, а также направляет человека на разумные и ос­торожные поступки.

Золотисто-желтый свет символизирует Дух Мудрости. «Сде­лал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жерт­венник и золотой стол, на котором хлебы предложения» (3 Цар., 3:48). Своими благими вибрациями он побуждает к чтению, раз­мышлению, медитации. Желтый — цвет Солнца и лета.

В алхимии золото считается застывшим солнечным светом. Желтый символизирует славу и Божественную власть (в связи с солнечными ассоциациями: свет, тепло, мощь). В греческой ми­фологии желтый цвет является атрибутом Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя Земли и Небес. В Китае желтый — цвет императора: во времена династии Цин, последней правящей династии (1644-1911 гг.), только император имел право носить одежду желтого цвета.

В Индии новобрачная покрывает свои руки желтой краской для того, чтобы обозначить то счастье и единство, которые она ожидает.

Желтый цвет имеет и противоположную трактовку как цвет предательства, ревности, лжи и трусости. В средневековой Европе до XVI века двери домов уголовных преступников и предателей измазывали желтой краской.

Оранжевый цвет связан с теплом. В восточных традициях шаф­раново-оранжевые одеяния монахов символизируют отречение и смирение. Тантризм видит в оранжевой чакре способность возне-

сения к чистому духу и возможность освобождения от многих по­роков: страсти, похоти, жадности, ревности и так далее. Однако длительное восприятие оранжевого цвета неподготовленными людьми вызывает утомление и головокружение. Предпочтение красновато-оранжевого цвета означает стремление к пережива­ниям, высокому уровню активности.

Оранжевый свет связан с Духом Святости; он приобщает уче­ника к священным областям бытия. Это цвет духовного здоровья. Единство мужского и женского начал в оранжевом сублимате оз­начает единство красного и желтого, таким образом, оранжевый цвет является гармоничным объединением двух противоположно­стей.

Черный цвет символизирует ночь, тишину и пустоту. В Индии черный цвет связан со временем и разрушением и перекликается с чувственным движением вниз; у египтян он символизировал возрождение.

Имя Кришны «Черный» равносильно эпитету «красивый» (ср. «красный» в смысле «красивый» в русском языке). В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «В Сатья-югу Господь носит черную оле­нью шкуру, священный шнур, молитвенные четки и посох и во­дяной горшок брахмачари» (5:21). В буддизме черный цвет связы­вается с темнотой скрытого (стесненного) бытия.

В христианстве этот цвет ассоциируется с сатаной и адом. Тра­диционный цвет панихид — черный.

В масонстве, при посвящении в высшие степени, черный бар­хат ложи или мантии старшего святого брата свидетельствует о цвете смятения — цвете первоначала Премудрости.

В соответствии с аналитической психологией цвета, предпоч­тительное отношение к черному цвету выражает отвращение к происходящему, негативизм, конфликтность и оппозиционность. Одежды такого цвета облюбованы анархистами, мятежниками, а также слабовольными людьми, инстинктивно стремящимися к ук­реплению силы духа.

Тем не менее, Джером К. Джером писал: «Хороших людей можно отличить по тому, что они всегда одеваются в черное. А совсем хорошие — вы, наверное, заметили — одевают черное сверху донизу, до перчаток и галстука, причем иногда черная у них даже рубашка под пиджаком.

Среднехорошие люди позволяют себе светлые брюки по вы­ходным, и некоторые заходят так далеко, что облачаются в цвет­ные жилеты. С другой стороны, люди, которые не задумываются о будущем, шатаются повсюду в светлых костюмах; закоренелых

негодяев народ обходит стороной, завидев их белые шляпы. Но о такого рода публике не говорят в приличном обществе, и воз­можно, мне не следовало их здесь вообще упоминать» («Досужие мысли досужего человека»).

Серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. По Люшеру, нейтральный серый цвет не вызывает никаких психоло­гических реакций: он не успокаивает и не возбуждает, хотя и со­здает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от вне­шних воздействий.

В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение смерти физического тела и духовного бес­смертия. Это нашло отражение в восточных траурных одеждах из неотбеленного холста. Другая производная этого значения — со­отнесение серого цвета с убогими, нищими. В скандинавском эпосе у Одина был конь серой масти и о восьми ногах, и не было коня лучше у богов и людей.

В мусульманстве серый цвет считается связанным со злодея­ниями, несчастьями. Это цвет приобщения к тайному знанию, предназначенному для узкого круга лиц. Серые цвета костюмов современных служащих корпораций, чиновников перекликаются с серыми оттенками масонских одежд: эти одежды одевают по­свящаемые в высшие степени приобщения к таинствам ложи.

Тем, кто стремится быть неузнанным и незаметным, следует носить одежды серых тонов: этот цвет позволяет оградиться от посторонних влияний, переутомлений и внешних напряжений. Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. Студент, пришедший на экзамен в светло-серой одежде, уже одним этим скроет отсутствие знания предмета и повысит свои интеллектуальные возможности.

Темно-серые одежды помогают достичь гармоничного равно­весия души без физического напряжения.

Коричневый цвет связан с земным элементом. В христианс­кой символике он обозначает духовную смерть, в мусульманстве — гибель и распад. Психология цвета выявляет в коричневом цве­те инстинктивную чувственность, уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям, а также нежелание осознавать настоящее, что создает зависимость от общества и потребность в его поддержке. Этот цвет рекомендуется для релаксации, мен­тального отдыха.

Голубым свеом сияет Дух Истины; этот цвет связан с религи­ей, покоем, музыкой. Посредством воздействия вибраций этого цвета можно развивать в себе чувство прекрасного, любовь к му-

зыке, нормализовывать работу нервной системы и излечивать за­болевания легких. Голубой цвет оказывает благоприятное воздей­ствие на глаза, которые служат проводниками истины. Этот цвет оказывает охлаждающее и успокаивающее влияние на энергети­ческую систему человека. Это один из самых целебных цветов для детей; он используется для пробуждения творческих способнос­тей и вдохновения.

В тантрической йоге чакра голубого цвета символизирует яс­ность зрительного осмысления действительности. В «Шримад-Бха-гаватам» говорится: «Верховная Личность Бога, Хари, в Своих руках держал диск, раковину, меч, щит, стрелу, лук, аркан и булаву. Оттенок Его (собственного) тела был темно-голубым. Его глаза и лицо были очень веселыми, и от Его шеи до Его стоп свисала длинная гирлянда из цветов» (4:35).

В христианской символике это цвет Бога-Сына; в иудаизме — второй (после белого) священный цвет. «Стол хлебов предложе­ния накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блю­да, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдаш­ний должен быть на нем» (Числ., 4:7).

Каббалистический голубой священный треугольник с оком Провидения в ложах масонов — знак этического приобщения к миру.

Голубой цвет в цветоаналитической психологии уменьшает уровень тревожности; при длительном его воздействии на челове­ка снижается мускульное напряжение и кровяное давление, за­медляется дыхание, увеличивается длительность выдоха.

Голубой является цветом разума, мира и созерцания. Голубая вода и голубое небо связываются с бесконечностью, а также пус­тотой, из которой возникает и куда возвращается все сущее.

Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совер­шенство, размышление и мир. В христианской символике синий — цвет Царицы небесной Девы Марии, в индуизме плащ Индры, царя богов, синего цвета.

Древние египтяне использовали синий для обозначения прав­ды. Этот цвет сопутствовал Зевсу и Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как считалось, живут выше облаков.

Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совер­шенство, размышление и мир. Древние египтяне использовали синий для обозначения правды. Этот цвет сопутствовал Зевсу и

Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, кото­рые, как считалось, живут выше облаков. Он ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения.

Эпитет «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «бо­лее синие», чем у тех, кто произошел от смешанных браков. Ана­логично «истинно голубой» цвет подчеркивает преданность, воз­можно, исходя из того, что истинную преданность может выка­зать только человек аристократического происхождения.

В христианском искусстве синий цвет символизирует набож­ность, искренность, благоразумие. Первоначально он был указан для богослужений, но в настоящее время, когда цвет не является обязательным, он используется время от времени в Испании на мессах и некоторых других религиозных службах. Как цвет, обо­значающий постоянство и преданность, он ассоциируется с Де­вой Марией.

Синий присутствует на свадьбах как цвет верности, а также как знак покровительства Девы Марии. В ангельской иерархии Херувимы, поскольку они всегда погружены в благочестивые раз­мышления, представлены синим цветом. Израильтянам было ве­лено иметь синюю кайму на краях одежды, которая бы напоми­нала им о Боге.

Восприятие этого цвета вызывает ассоциации с Вселенной и мыслью, верностью и Божественной мудростью. Иудаизм причис­ляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания; синим цветом была украшена крыша первого храма Яхве. В Каббале си­ний цвет — это цвет пошады и милости.

Тантризм в чакре синего цвета видит интуитивно-творческое обретение спокойствия, освобождение от желаний, ведущих к пагубным действиям во внешнем мире.

Гете в «Учении о цвете» писал о синем цвете следующим об­разом: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой».

При воздействии синего цвета на человека дыхание стано­вится менее глубоким, длительность выдоха увеличивается, пульс ослабляется, почти исчезает чувство боли.

В психологии цвета синий характеризует потребность в мир­ном и расслабленном покое и служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий цвет рекомендуется людям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью. Им можно вызвать установку на самопожертвование.

Зеленый связан с юностью, жизненными силами, рождени­ем и надеждой. В чакре зеленого цвета тантрическая йога видит обретение власти над своим Я, ощущение внутренней силы, кон­троль над речью и чувствами, баланс мужской и женской энер­гии, преодоление препятствий и трудностей. «Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс, 52:8). Белое знамя с зеленым крестом Великого Ко­мандора масонов XVIII века украшал девиз «Dieu le veut» (Этого хочет Бог).В мусульманстве зеленый — святой цвет знамени про­рока Мухаммеда. В каббале этот цвет олицетворяет победу.

Зеленый свет соприкасается с Духом Вечности и Эволюции. Это цвет роста, эволюции, а также богатства. Он связан с надеж­дой и предоставляет возможность духовного развития. Это также цвет весны, нового роста, плодородия, природы, радости, на­дежды (поскольку знаменует наступление весны и обновление жизни).

Зеленый очень часто символизирует непрерывность и даже бессмертие (когда, к примеру, говорят «вечнозеленый»). Представ­ляющий собой смесь синего и желтого, зеленый является мисти­ческим цветом, осуществляя связь между природным и сверхъес­тественным. Зеленый цвет означает избыток, процветание, ста­бильность; многие народы выбрали для своих денег зеленый цвет. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда — это цвет непослушания и проказ. Также он символизирует зависть и ревность. Как символ молодости, зеленый означает незрелость, несовершеннолетие, неопытность, наивность.

Исследования показывают, что под воздействием зеленого цвета у человека нормализуется кровяное и внутриглазное давле­ние, увеличивается острота зрения, сужается величина слепого пятна сетчатки. Более того, происходит нормализация дыхания и пульса, увеличивается длительность выдоха, концентрируется вни­мание и создается подъем умственной работоспособности.

Психологи рекомендует его страдающим от невралгий и миг­реней, вызванных повышенным кровяным давлением. Влияние зеленого цвета на физическое тело приводит к поднятию общего тонуса и созданию атмосферы релаксации.

Зеленые одежды рекомендуются людям, стремящимся обрес­ти настойчивость, выдержку и уверенность.

Фиолетовый цвет связывается со смирением и рассудитель­ностью, мистическими знаниями и жертвенностью, религиозным самоотречением и святостью. В тантре чакра фиолетового цвета ассоциируется с гармонией и мудростью во взаимоотношениях с

окружающими. В христианстве это цвет святой Марии Магдалины. В католицизме у служителей культа одеяния фиолетового цвета. Во времена раннего католицизма этот цвет использовался при раскаянии и смирении грешников.

Каббала выявляет в этом цвете первоначало, или основу ос­нов. При воздействии фиолетового цвета на человека наблюдает­ся наибольшая степень замедления дыхания, уменьшается его глу­бина и увеличивается длительность выдоха, происходит замедле­ние пульса. Воздействие фиолетового на сердце, легкие и крове­носные сосуды увеличивает их органическую выносливость.

Фиолетовый свет означает Дух Божественного Всемогущества и духовной Любви; это Дух Самопожертвования. Это очень мощ­ный цвет, защищающий человека во многих аспектах на физи­ческом и духовном уровнях, помогая сбалансировать разные типы энергии. Более того, фиолетовый цвет — очень мистический, очень тонкий, который помогает человеку раздваиваться, чтобы посе­щать иные миры, и позволяет понять любовь Бога. На телесном уровне он оказывает антисептическое и очищающее влияние.

Предпочтение этого цвета другим в цветопсихологии объяс­няется стремлением к следованию общественным нормам пове­дения. Люшер и Клар настаивали на большой внушаемости лю­дей, предпочитающих фиолетовый цвет.

Розовый цвет ассоциируется с духовной радостью. В одной из педиатрических клиник Франции ученые на основании результа­тов опытов по цветоаналитической психологии рекомендовали ввести розовое белье для больных детей. После этого количество поправляющихся пациентов резко возросло.

Красный цвет имеет сложную, подчас противоречивую сим­волику. Он ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, огнем. В «Младшей Эдде» сказано: «Тот красный цвет, что ты видишь в радуге,это жаркое пламя». В иудаизме в крас­ный цвет окрашиваются грехи и День Страшного суда. Вместе с тем крыши первых иудейских храмов и одежды первосвященни­ков были украшены красным цветом.

В христианстве этот цвет посвящен Святому Духу, а также ассоциируется со Страстями Господними, кровью Христа, про­литой во спасение человечества. Это цвет огненных страстей: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диа-дим» (Откр., 12:3).

Этот цвет — символ Духа Жизни. Он есть сама жизнь; это цвет крови, важнейшего проводника жизни. Как говорилось выше,

красный цвет — цвет огня. Внутренний огонь ведает теплотой, внутренней и наружной в каждом атоме, в том числе и человечес­кого организма. Он концентрируется в крови, которая разносит эфирные огни по всему телу. Кровь является дорогой жизни, транс­портной сетью многих клеток, образований, химических веществ. Кровь в организме поддерживается в состоянии гомеостаза, то есть, в состоянии способности выполнять свои функции в самых разных условиях, когда человек изменяет какие-то линии поведе­ния, попадает в иную окружающую среду. Что бы с человеком ни случилось — пока он жив, — кровь относительно стабильна. Пока в человеке горит внутренний огонь, он существует в этом мире, озаряя его красным светом. Своими вибрациями красный свет соединяет с Духом Жизни; благодаря ему люди оживляются, их жизнестойкость увеличивается. Красный цвет связывается с лю­бовью Господней. В произведениях средневековой живописи, а также в росписях римских катакомб Иисус Христос во время бе­сед и после Воскресения одет в плащ или тунику красного цвета. Изображаемый крест также иногда нес на себе красный оттенок, поскольку был окроплен кровью Господней.

Серафимы, выражавшие всю полноту любви, которые в иерар­хии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Гос­поду ближе всех и пребывают в Божественном жаре, обычно изоб­ражаются красным цветом и обладают красными крыльями. Ново­заветные апостолы держали в своих руках книги, в которых поме­щено изложение Любви Божьей, с обложками красного цвета. Мария Магдалина иногда изображалась с красным яйцом в руках. Красный — наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, огонь, чувства, войну, революцию, силу, смерть, мужество. Дои­сторический человек кропил кровью любой объект, который он хотел вернуть к жизни. У древних римлян красный цвет определял Божественность.

Концепция красного как цвета любви восходит к огню, кото­рый несет тепло. В средневековом христианском искусстве крас­ный является цветом милосердия, Божественной любви. В день Святой Троицы этот цвет служил олицетворением Святого Духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Также он напоминает о мучениках, которые пролили кровь за свою веру. Выражение «красный день календаря» происходит от обычая по­мечать церковные праздники и даты красными чернилами.

Красный также обозначает стыд и бесчестие. В пуританской Новой Англии XVII-XVIII вв. веках женщины, уличенные в неза­конной связи, должны были носить на одежде красную букву «А».

Этот цвет обозначает «ночных бабочек», напоминая о том, что св. Иоанн видел блудницу в багряном: «И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохуль­ными, с семью головами и десятью рогами. // И жена обмечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, на­полненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. // Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иису­совых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр., 17:3-4, 6).

По словам Кандинского, «беспредельное красное можно толь­ко мыслить или духовно видеть».Тантрическая йога связывает чакру красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета. Этот цвет оказывает возбуждающее действие на че­ловека (ср. районы «красных фонарей»). Он вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение.

Красный цвет освещения в два раза увеличивает силу сжатия кисти; а за счет возбуждения нервной системы он вызывает рез­кий подъем работоспособности. Этот цвет помогает активно пре­одолевать жизненные препятствия, улучшает динамичность жиз­ни и предприимчивость, способствует заживлению ран.

Пурпурный означает власть, славу, почет, величие, мощь. Как комбинация красного и синего, он символизирует союз любви и правдивости. Многие крайности античных религий сублимирова­ны в архетипах пурпурных цветов. В христианстве наряду с белым символизирует цвет Бога-Отца. Этот цвет ассоциируется с коро­левским достоинством и Творцом. Тантра чакру пурпурного цвета сопоставляют со сверхсознанием, верой во всеобъединяющее ви­дение мира, реализацией высшей полноты жизни и выходом за пределы пространства и времени.

В пурпурные цвета убирается и масонская ложа высших сте­пеней посвящения. Пурпурные, серые или черные цвета одеяний подчеркивают принадлежность к святости. Пурпурный означает власть, славу, почет, величие, мощь. Как комбинация красного и синего, он символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, она представляла золото.

Литературное выражение «пурпурная проза» применяется по отношению к писаниям, которые чересчур замысловаты и вы­чурны. Это выражение впервые применил римский поэт Гораций в «Науке поэзии», написанной примерно в 20 году до н.э. В хрис­тианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покая­ние, скорбь и оплакивание.

У древних римлян и греков пурпурные мантии носили только императоры, цари, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассо­циируется с троном и властью. Выражение «рожденный в пурпу­ре» по отношению ко всем, кто принадлежит к высшему классу, восходит к временам Византийской империи, где существовало правило, что будущий император должен рождаться только в ком­нате с пурпурными покрывалами на стенах.

Небольшое замечание относительно стен. Перпендикулярно стоящие стены, особенно кирпичные, создают излучение боль­шой силы. Если это излучение не компенсируется другими внут­ренними сооружениями (а чаще всего именно так и бывает и эк­ранирования не происходит), то спальные места — кровати, ди­ваны — ставить вплотную к стенам нецелесообразно. В «Божевом уставе пехоты» указывалось, что спальные места военнослужащих должно располагать не ближе 70 см от стены.

По имени критского грота Камарес близ Феста получил на­звание первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой роспи­си всегда отражают не столько предпочтения вазописца, сколько ритуальную и Божественную необходимость, дающую возможность проявить Себя в мире посредством геометрических форм. С их по­мощью происходило мистическое приобщение к Богу (ср. причас­тие в христианской культуре). Формы сосудов вазописцы выбира­ли сообразно сюжету, который им диктовала высшая сущность. На высоких сосудах вытягиваются в длину растения. Шарообраз­ные словно обнимают своими щупальцами осьминоги.

Гомеровская Греция — это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня некоторые ученые даже выделяют особый период древнегречес­кой культуры — геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты, ром­бы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги заполняют поверх­ность сосудов всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады и обилие керамики.

Для грека этого периода мир четко распадался на уровни. Че­ловек располагался в средних мирах. Выше — небесные миры. Ниже — подземные (хтонические). Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения или смерти (моменты перехода). Сами сосу­ды начинают играть ритуальную роль уже не только по отноше­нию к Богу (приношения сосудов богам и ритуальное питье из них), но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ста­вится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или

дном. Верхний сосуд служит алтарем. В него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая прони­кает к умершему в подземный мир.

Человеческий мир лучше всего поддается изображению. По­тому вазописцы, разбивая поверхность сосуда на уровни, часто помещали в средней части условное, силуэтное изображение по­хорон

Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские силуэтные фигуры и орнаменты не выписа­ны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, под­черкивают ее. В период греческой архаики возникают тысячи мас­терских для изготовления и росписи керамических сосудов. Имен­но в это время, в VII в. до н.э., в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые ленты реальных и фантастических живот­ных. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром.

Полнота жизни крупного торгового города вылилась на по­верхности коринфской керамики. На светлом (прекрасного кре­мового оттенка) фоне с многочисленными пятнами-розетками словно выстроились черные, слегка подцвеченные пурпуром, си­луэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмо­вых листьев и цветов лотоса. Контуры их процарапаны, что еще больше выделяет необычные для Древней Греции фигуры. Вазо-писец еще не старается достичь тонкости в полутонах, а выража­ет все через силуэты. Но это уже не бесплотный мир чистых те­ней, каким он был в геометрическом стиле. Немного подцвечива-ясь пурпуром, он приобретает телесность, весомость. Это еще не мир реальной Греции, но уже и не потусторонний мир. Небыва­лые существа из других стран (чаще из Египта) стали переходной ступенью в интересе художника к своему окружению. Изображе­ние начинает отделяться от поверхности сосуда и жить своей вир­туальной жизнью. Эта жизнь неразрывно связана с сакральной геометрией цвета.

Чтобы солнечный свет мог разложиться на семь цветов, от граней призмы, через которую он проходит, требуется прозрач­ность и равновеликость. В аспекте человеческого существа это по­нимается следующим образом: нужно, чтобы человек гармонич­но развивал сакральный треугольник, образованный разумом, сер­дцем и волей. В результате свет, идущий от Господа, солнечный свет, пройдет через него и проявится во всем потрясающем блес-

ке семи цветов. Люди, которые долго работали над развитием сво­его разума, наставлявшие сердце искренне чувствовать и любить, обретают огромную духовную силу: они боролись, стремились одер­жать верх над деструктивными влияниями, и теперь могут разло­жить свет на семь цветов. В силу такого разложения их аура стано­вится больше, красивее и чище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: