Иногда возникает необходимость описать повторение, какого-либо действия, выполняющегося, пока истинно некоторое условие. Например, пока работает мотор, он потребляет горючее. Для описания повторяющихся (циклических) действий в языке Паскаль содержится соответствующая управляющая структура.
Циклами называют такие участки программы, которые во время счета должны повторяться заданное число раз.
Как правило, с каждым новым повторением цикла происходит изменение некоторой переменной по закону арифметической прогрессии. Такую переменную принято называть управляющей или счетчиком цикла. В последний раз цикл повторяется тогда, когда управляющая переменная достигает своего конечного значения.
Последовательность выполняющихся многократно операторов называют операторами тела цикла.
Рассмотрим несколько способов организации циклов на примере следующей задачи: создать таблицу натуральных чисел от единицы до ста, квадратов этих чисел вывести на экран дисплея.
Циклами называют такие участки программы, которые во время счета должны повторяться заданное число раз.
|
|
Первый способ: обозначим переменной R натуральные числа, используемые в программе. Использую, условный оператор IF, который проверяет заданное условие, и оператор безусловного перехода GOTO, создаем цикл (cikl1).
Второй способ: создадим автоматический цикл с параметрами, используя, оператор FOR…TO…DO (cikl2).
Program cikl;
Label 1;
Var R:integer;
Begin
Writeln(‘4islo kvadrat 4isla’);
1:
writeln(R,’ ’,sqr(R));
R:=R+1;
If R<=10 then goto 1
End.
Program cikl2;
Var R:integer;
Begin
Writeln(‘4islo kvadrat 4isla’);
for R:=1 to 100 do
writeln(R,’ ’,sqr(R));
End.
Также существует третий способ организации автоматического цикла с предусловием с заданным числом повторений с помощью операторов WHILE (условие)…DO.
Еще существует четвертый способ организации автоматического цикла с постусловием с помощью операторов REPEAT … until.