Решая различные задачи, человек использует информацию об окружающем нас мире. Часто приходится слышать, что сообщение несет мало информации или, наоборот, содержит исчерпывающую информацию, при этом разные люди, получившие одно и то же сообщение (например, прочитав статью в газете), по-разному оценивают количество информации, содержащейся в нем. Это означает, что знания людей об этих событиях до получения сообщения были различными. Количество информации в сообщении, таким образом, зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя. Если в результате получения сообщения достигнута полная ясность в данном вопросе (т.е. неопределенность исчезнет), говорят, что получена исчерпывающая информация. Это означает, что нет необходимости в дополнительной информации на эту тему. Напротив, если после получения сообщения неопределенность осталась прежней (сообщаемые сведения или уже были известны, или не относятся к делу), значит, информации получено не было (нулевая информация).
Подбрасывание монеты и слежение за ее падением дает определенную информацию. Обе стороны монеты «равноправны», поэтому одинаково вероятно, что выпадет как одна, так и другая сторона. В таких случаях говорят, что событие несет информацию в 1 бит. Если положить в мешок два шарика разного цвета, то, вытащив вслепую один шар, мы также получим информацию о цвете шара в 1 бит.
Бит – наименьшая единица представления информации. (bit) – сокращение от английских слов binary digit, что означает двоичная цифра.
В компьютерной технике бит соответствует физическому состоянию носителя информации: намагничено – не намагничено, есть отверстие – нет отверстия. При этом одно состояние принято обозначать цифрой 0, а другое – цифрой 1. Выбор одного из двух возможных вариантов позволяет также различать логические истину и ложь. Последовательностью битов можно закодировать текст, изображение, звук или какую-либо другую информацию. Такой метод представления информации называется двоичным кодированием (binary encoding).
Байт – наименьшая единица обработки и передачи информации
В информатике часто используется величина, называемая байтом (byte) и равная 8 битам. И если бит позволяет выбрать один вариант из двух возможных, то байт, соответственно, 1 из 256. Наряду с байтами для измерения количества информации используются более крупные единицы:
1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байт = 8192 бит;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
Например, книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом:
Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):
1750 × 100 = 175 000 байт.
175 000 / 1024 байт = 170,8984 Кбайт.
170,8984 / 1024 Кбайт = 0,166893 Мбайт.
Машинное слово – наибольшая последовательность бит, которые процессор может обрабатывать как единое целое. Длина машинного слова: 8, 16, 32, 64 бита. Адрес машинного слова в памяти ЭВМ равен адресу младшего бита, входящего в это слово. Занесение информации в память, а также извлечение её оттуда производится по адресам, это свойство памяти называется адресуемость.
Объем оперативной памяти: 1 Мбайт, а адрес последнего машинного слова – 1048574. Чему равен размер машинного слова?
1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1048576 байт. Т.к. нумерация байтов начинается с нулей, то адрес последнего машинного слова включает в себя два байта 1048574 и 1048575.
13. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА. СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ. СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ. ЛИНЕЙНЫЕ, ВЕТВЛЕНИЯ, ЦИКЛИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ. ИТЕРАЦИОННЫЕ АЛГОРИТМЫ.[14]
Слово “Алгоритм” произошло от имени великого восточного математика – Аль-Хорезьми, который в IX веке сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий..
Алгоритм это:
1. Последовательность действий однозначно ведущих к какой-либо цели.
2. Строго определенная процедура, гарантирующая получение результата за конечное число шагов.
3. Правило, указывающее действия, в результате цепочки данных происходит переход от исходных данных к искомому результату.
4. Точное предписание, определяющее последовательность действий и обеспечивающее получение требуемого результата на основании исходных данных.
Цепочка действий называется алгоритмический процессом, а каждое его отдельное действие шагом. Одушевленный или неодушевленный объект, который знает и может выполнить алгоритм, называют его исполнителем. Разработать алгоритм решения задачи – означает разбить задачу на последовательно выполняемые шаги. Если алгоритм грамотно разработан, то его можно вручить исполнителю, даже не знакомому с решаемой задачей, который, точно следую его логике, получит искомое решение. Каждый алгоритм создается в расчете на определенного исполнителя. Действия, которые может совершать исполнитель, называют допустимыми, а их совокупность образует систему команд исполнителя.
Свойства алгоритма:
1. Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Исполнение по шагам означает, что действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется после того, как закончилось исполнение предыдущего.
2. Определенность (однозначность) – алгоритм не должен содержать команды, смысл которых может восприниматься неоднозначно.
3. Результативность (выполняемость) – процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи. Это свойство подразумевает, что каждый шаг (и алгоритм в целом) после завершения однозначно определяет все объекты.
4. Понятность – алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю. Каждый шаг алгоритма обязательно представляет собой какое-либо допустимое действие исполнителя.
5. Массовость (универсальность) – возможность по одному алгоритму решать однотипные задачи с различным набором исходных данных.
Типы алгоритмов:
1. Структурированный.
2. Неструктурированный – то есть с нарушением структуры (например когда используется переход на какую-либо метку. В Паскале команда - GoTo).
3. Вспомогательные – целиком используются в составе других алгоритмов (например подпрограммы, стандартные функции языка или пользователя).
Алгоритмы бывают: 1.Линейные. 2. Ветвление (если). 3. Циклические (с использованием 3-х различных циклов). 4. С подпрограммами. 5. Смешанные (циклы+ветвление+подпрограммы + …).