Раздел 2.3: Внутренняя форма прелести - видение

Видения могут быть внутренние и внешние. Внутренние могут быть при молитве, мышлении и сне, как воспринимаемые внутренним зрением и слухом, а внешние - явные явления, воспринимаемые чувственным зрением и слухом. Вначале рассмотрим видения во сне, а затем внутренние видения, т.е. образы-представления при мышлении. Внешние видения мы рассмотрим ниже в главе о внешних формах воздействия.

Сны от врага.

Мы знаем, что сны бывают от человека, от врага и от Бога. В главах об откровениях говорилось о видениях во снах от Бога, и более подробно о снах от Бога и от человека будет сказано в части "О человеке", глава "Мыслительная сила. Фантазия". А сейчас скажем о снах от врага.

Искажая действия Божии, враг также дает видения, как во сне, так и в среднем состоянии между бодрствованием и сном. В некоторых поучениях и житиях не всегда понятно, в какой форме проходило видение - во сне или наяву. Но это не является главным, т.к. нам важен смысл прельщения, его признаки, и действия людей.

Каковы причины вражьих воздействий во сне?

Варсануфий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни Вопрос 93 Иоанна): «Отчего ночью мечтаются мне одни лица, а днем ощущаю брань через другие? Случается же так, что бывает осквернение во сне и без представления лица: равным образом случается, что иногда мечтание бывает с услаждением, а иногда без услаждения?

Ответ: Те же, которые борются с тобою днем, борют тебя и ночью, показывая чрез это, что ты находишься в их руках; они же преобразуются или в то, или в другое подобие. А что иногда (мечтание) бывает с услаждением, а иногда без него: это происходит, как я уже сказал, оттого, что они принимают на себя разные образы, дабы привести человека в недоумение и смущение. Ночная же брань двояка: одна происходит от сластолюбия, а другая от искушения диавольского, чтобы привести человека в отчаяние, - к той же мысли, что нет для него спасения».

Отметим основные содержания снов от врага.

1. Сны о мирских наслаждениях.

Евагрий (слово о духовном делании, 54): «Когда в ночных сновидениях бесы ведут брань с желательным началом (души), то они являют нам (а мы воспринимаем) встречи с (нашими прежними) знакомыми, пиры у сродников, хороводы женщин и другие подобные (вещи), приносящие наслаждения».

2. Сны о дарах, после которых приходят мечтания о себе.

Евагрий (О помыслах): «(бесы) измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. В качестве примера этих бесовских сновидений можно привести следующее: часто кто-нибудь видит себя (во сне) либо распределяющим наказания бесам, либо исцеляющим какие-либо телесные недуги, либо (достойно) носящим облачение пастыря и пасущим (свое) небольшое (словесное) стадо. А проснувшись, он сразу начинает мечтать о том, как он будет рукоположен в иереи, - и о таких вещах, и им подобных, размышляет весь день. Или же (он мечтает о том, что ему) будет дан дар исцелений, затем он прозревает заранее чудеса (творимые им, и радостных) исцеленных, почести от братий и приношения от внешних, которые приходят к нему как из Египта, так и из зарубежных краев, привлекаемые (его) славой».

Изречения подвижников Греции (под ред. Дионисия Тациса): «Страшны последствия гордыни. Старец Гавриил приводил в пример искушение одного монаха, жившего в одной каливе в скиту Малой Анны недалеко от моря. У этого подвижника была красивая внешность, хорошая осанка и длинная борода. Однажды в его уме утвердился помысел, что, благодаря своей духовности и телесной красоте, он подходит для патриаршества. Каждый день монах прихорашивался, ухаживал за своей бородой и смотрел на себя в зеркало. Диавол пленил его.

Как-то ночью лукавый является несчастному во сне в образе клирика и объявляет, что на днях приедет депутация архиереев и возьмет его, для того чтобы возвести на престол Вселенского Патриарха. Монах поверил этому и однажды ночью увидел из своей каливы роскошный освещенный корабль со стражей, светильниками, хоругвями и духовенством. Он поспешно собрал свои скудные вещи и спустился к морю, чтобы сесть на корабль. По привычке он перекрестился и занес ногу, чтобы ступить на корабль. Но корабль тут же исчез, и он остался один на краю обрыва. Тогда он осознал свою прелесть и сокрушенный вернулся в свою подвижническую каливу».

Игнатий Брянчанинов (О молитве Иисусовой. Отдел 2): «В начале столетия подвизался в Софрониевой пустыни (Курской епархии) схимонах Феодосий, привлекший к себе уважение и братства и мирян строгим, возвышенным жительством. Однажды представилось ему, что он был восхищен в рай. По окончании видения он пошел к настоятелю, подробно поведал о чуде и присоединил выражение сожаления, что он видел в раю только себя, но не видел никого из братий. Эта черта ускользнула из внимания настоятеля: он созвал братию, в сокрушении духа пересказал им видение схимонаха и увещевал к жизни более усердной и богоугодной. По прошествии некоторого времени начали обнаруживаться в действиях схимонаха странности. Дело кончилось тем, что он удавился в своей келлии».

3. Сны с блудными образами. О них подробно рассмотрено в теме о блудной страсти.

4. Сны с образами Христа, ангелов и святых.

Варсануфий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни Вопрос 413 Иоанна): «Скажи мне, Владыко, как смеет диавол в видении или сонном мечтании показывать Владыку Христа или Святое Причастие?

Ответ: Ни Самого Владыку Христа, ни Святого Причастия показывать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может ибо не находит средства изобразить его другим образом. Поелику мы знаем истинное знамение и образ креста, диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его, и крестом нанесена ему смертоносная язва. Владыку Христа мы не можем узнать по плоти, почему диавол и покушается лживо уверить нас, что это Он, дабы мы, поверив обольщению, как истине, погибли. Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от Святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу. Господь да просветит помыслы ума твоего, брат, чтобы избегнуть тебе всякого обольщения вражиего».

5. Страшные сны.

Варсануфий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни Ответ 46): «Когда авва Иоанн почувствовал облегчение от болезни и пришел в себя после бывших искушений, враг навел на него страшные сны, чтобы снова смутить его; не достигнув же этого, опять представил ему во сне как бы монастырь и церковь и многих людей, приходящих туда для получения помощи. Укрепляя его, старец пишет ему следующее:

Слава в вышних Богу, брат: враг наш диавол ополчился, как лев рыкая, поглотити (1Пет.,5,8) тебя, но не попустила ему этого, всегда покрывающая нас, рука Божия. Когда же он увидел, что попускается ему исполнить желания его, стал смущать твой ум; почему и представил тебе некоторые вещи посредством скверных своих снов. Видя же, Господь не попускает тебе искуситься до конца, или сверх силы твоей, и как лукавый в злобе своей враг представил тебе во сне церковь и монастырь, как бы для помощи. Ты же утверди сердце твое, полагая на нем без смущения крестное знамение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и веруя, что это помогает нам попрать главу врага. Приобрети смиренное сердце и воздай славу Спасшему тебя от сети диавола, пострадал же ты это за нерадение».

Также отцы четко определяют, какие чувства и плоды снов от Бога и от врага.

Евагрий (К монахам): «Ангельское сновидение радует сердце, а сновидение бесовское приводит его в смятение».

Евагрий (О помыслах): «Ангельские же сны совсем не такие: они даруют душе ясный покой, неизреченную радость, лишают ее в течении дня страстных помыслов, (приносят) чистую молитву, тихо (обнаруживают) смыслы тварных (вещей), которые являются (Самим) Господом и открывают Премудрость Господню».

Феофан Затворник (Письма, п.1161): «Сны бывают Божии. Такие обыкновенно сами в себе имеют удостоверение о себе. Враг и тут подделывается, как и под Ангела света. Как же быть? – Смотри как сам».

Феофан Затворник (Письма, п.732): «Пустошь – сны. Да смотрите еще, как бы враг не успел чрез них как-нибудь обмануть. Покажет сны благовидные, а потом начнет трубить в уши: «Это тебе Бог послал извещение за труды твои», - и прочее. Раз, два, три, - глядишь, душа-то погнется на эту сторону. Но только поверь она хоть на волос, что это от Бога; тотчас пойдет самочувствие, самоценение – помышления сокровенные при всех смиренничаниях умственных. Врагу только это успеть бы набить в душу, а там уже все пойдет гладко… Посмотрите, если есть в душе хоть мимолетное помышление, что сны ваши были нечто особенное, то быть беде».

Диадох (Подвижническое слово, 37): «Сны являющиеся по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостию, и преисполняют ее духовного радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытанного во сне обрадования. У бесовских мечтаний все бывает противно сему, - не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не смятенным; потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоваться они не могут. При этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком. Ум, когда чист бывает, скоро распознает их, и - иногда мысленным напряжением пробуждает тело, а иногда охотнее остается в том же положении, радуясь, что возмог распознать их лукавство и в том же сне обличая их, и тем подвигая их на великий против себя гнев. - Бывает впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии».

Что советуют отцы делать в отношении снов от врага? Во-первых, однозначно не доверять снам, т.к. у нас нет ведения о снах и мы можем прельститься.

Диадох (Подвижническое слово, 38): «Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. Ибо хотя предреченный способ различения снов верен; случается однакож, что душа, по некоему восхищению вражьему нечувствительно, и непризвольно будучи осквернена, - без чего, как думаю, никто необходится, - теряет след верного различения и верит снам не добрым, как добрым».

Макарий Оптинский (Собрание писем, т.3): «Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть слово Божие и советы — святых отцев учение, а в недоумениях имеешь матушку Игуменью, сестру, и я грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу...».

Во-вторых, не искать мистических или суеверных значений.

Варсануфий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни Вопрос 415 Иоанна): «Я слышал, что если кому явится три раза один и тот же сон, то и его надобно принимать истинным: так ли это, Отец мой?

Ответ: Нет, это несправедливо; не надобно верить и такому сну. Тот, кто один раз явился кому-либо ложно, может сделать это и три раза и более. Берегись, чтобы не быть поруганным (демонами), но внимай себе, брат».

В-третьих, после подобных снов молиться ко Господу.

Варсануфий Великий и Иоанн (вопрос 93): «Когда случится тебе искушение от этой брани, делай семь раз по семь земных поклонов, т.е. 49, говоря на каждом: «Господи, прости меня имени ради Твоего Святого!» Если же искушение случится во время болезни или в день воскресный, когда не следует делать земных поклонов, то вместо 49 коленопреклонений произноси молитву эту 70 раз. Различие же искушений таково: искушение диавольское бывает от возношения, а искушения сластолюбия бывают от чревообъядения».

Приведем учение-молитву преп. Максима Грека против сонных мечтаний, идущих от врага:

Максим Грек (Нравоучительные сочинения, ч.1, сл.7): «Напрасно ты, о злейший губитель и враг душ человеческих, изобретатель всякого беззакония, непрестанно смущаешь меня ночными мечтаниями - то скорбными, то опять радостными! Или думаешь ими прельстить душу мою и заставить ее внимать им, как бы справедливым? Исчезни, скверный, исчезни от меня вместе с своими ухищрениям! Христос — Спаситель мой. Он для меня — свет и веселие, похвала и слава, и неодолимая помощь, и твердейшая против тебя стена. Никогда не подчи­нишь меня — говорю это, надеясь на Христа, - внимать твоим мечтам, как бы истинным. С самого начала я узнал тебя, что ты — завистник моей жиз­ни, советник пагубный и змий злокозненный и что все твое — ничто иное, как прелесть, отлучающая от Бога и сводящая во ад, хотя бы иногда ты пока­зывал что-либо и справедливое. Ведь не для пользы души являешь ты это и иногда показываешь во сне нечто справедливое; но как рыбак неспроста кидает удочку, обложенную приманкой, так и ты этим понемногу стараешься привлечь душу к большей прелести и подчинить ее пагубному твоему водительству, чтобы таким образом возвысить ее волной кичения, ввергнуть в любезную тебе пропасть гордыни. Или же, показав ей христоубийц с Моисеем, находящимися во свете, а Христа со Своими учениками — в глубокой тьме, убедить ее присоединиться к христоубийцам, как убедил ты иногда таким видением некоего инока отступить от правой веры и воспринять богомерзкое жидовское неверие. Поэтому блажен тот, кто возненавидел все вообще умышления твои, не только явно злые, но и мнимые добрые. Ибо в тебе, богомерзкий, содержится семя всякого беззакония, которое, будучи порождено тобою, сохраняет всегда свое свойство. Все твое тщание и лучшее твое дело состоит в том, чтобы человеческие всяким образом прельстить, - то посредством звезд, то разной беззаконной ворожбой: птичь­им полетом, наблюдением за облаками, колдовст­вом посредством ячменя, муки, бобов, движения глаза и рассматривания ладони. Всем этим, злодей, ты льстишь злоумышленно и ввергаешь безумных в пламень подземных мучений. Но ты нисколько не силен надругаться даже над мыслями тех, которые твердой и непорочной верой служат Христу — Царю всех и Богу. Ибо они крепко стоят на твердом камени священных Его заповедей и Божественной Его любви, чем все вообще твои прельщения уничтожа­ются. Исчезни же вместе со всеми твоими душепагубными бесовскими прельщениями. Этими своими прелестями надругайся над другими, над незнающими достоверно твоей злобы безбожными. Халдеями, над прегордыми итальянцами и немцами, которые во всем повинуются твоим вымыслам. Не обманывай меня ссылкой на Даниила и Иосифа, которые по причине своей совершенной добродетели получили свыше премудрость к истолкованию снов, виденных властителями по Божественному промышлению. И тени этих святых мужей я недостоин по причине бесчисленных тяжких своих грехопадений. Они были подобны бесплотным Ангелам, а я только своим внешним образом и мыслью отличаюсь от бессловесных скотов, а во всем остальном подобен им своими страстями и похотями».

О явлении врага явным образом мы скажем ниже в главе о внешней форме прелести через чувственное восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: