Психологические причины школьной неуспеваемости: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии мотивационной сферы. Недостатки познавательной деятельности: несформированность приемов учебной деятельности; недостатки психических процессов, главным образом, развития мыслительной сферы ребенка; неадекватное использование индивидуально - психологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Недостатки в развитии мотивационной сферы: несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности (работы У. В. Ульенковой)
Понятие «обучаемость». Многоплановость подходов к обучаемости. Концепция З. И. Калмыковой о «положительных» и «отрицательных» качествах «ума».
Мотивация учения
Определение понятий «мотив», «мотивация учения». Мотивация как основной компонент в структуре учебной деятельности. Структура мотивации. Классификации мотивов. Общая характеристика учебной мотивации.
Интерес в мотивационной сфере. Мотивационные ориентации и успешность деятельности. Связь умственного развития и мотивации. Целеполагание и мотивация. Устойчивость учебной мотивации. Пути формирования учебной мотивации вофронтальной и индивидуальной формах работы (Талызина Н. Ф.).
Тема 3. Психологическая готовность к обучению
Общая и специальная готовность к обучению в школе
Характеристика содержания понятия «готовность к школе» и «подготовка к школе». Ретроспективный обзор вопроса подготовки ребенка к обучению в школе (Я. А. Каменский, Л. С. Выготский, Е. А. Радина и др.). Современная наука о подготовке ребенка к школе (Е. Е. Кравцов, В. А. Маралов, Т. И. Бабаева и др.). Понятия «специальная» и «общая подготовка к школе» (А. В. Запорожец), характеристика структурных элементов данных понятий.
Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по подготовке ребенка к обучению в школе
Понятия «школьная адаптация», «школьная дезадаптация»: основные признаки и механизмы возникновения. Современная психолого-педагогическая и биологическая науки о школьных трудностях первоклассников. Практическая психология об изучении процесса школьной адаптации и психологической помощи в ситуации «школофобии», «дидактогении» первокласснику и его семье. Характеристика основных направлений работы детского сада по подготовке ребенка к успешному овладению школьной программы. Психологическая характеристика детей снизким уровнем развития школьной готовности (У. В. Ульенкова, В. А. Венгер, М. С. Мухина и др.).