Проблемы профессионально - педагогической компетентности учителя и профессионально - личностного роста учителя

Понятие «компетентность». Структурное представление субъектных свойств педагога. Характеристика свойств (по П. Ф. Каптереву). Структура субъектных факторов (по Н. В. Кузьминой): специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.

Определение профессиональной компетентности Марковой А. К. -соотнесение характеристик компетентности с тремя сторонами труда учителя: его педагогической деятельностью, педагогическим общением, его личностью.

Психофизиологические предпосылки (задатки) деятельности педагога. Связь индивидуальных особенностей и способностей в педагогической деятельности. Определение способностей. Состав педагогических способностей. Структура педагогических способностей.

Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога, повышения его квалификации. Основные пути и средства самообразования. Отрасли психологических знаний и источники информации, полезные для педагога. Трудности психологического самообразования и способы их преодоления. Стимулирование психологического самообразования педагога.

Значение саморегуляции в профессиональной деятельности педагога. Психологические аспекты саморегуляции. Эмоционально-личностная саморегуляция.

Функции и формы педагогической деятельности

Характеристика основных функций педагогической деятельности: целеполагающие, организационно - структурные.

Целеполагающие функции: ориентировочная, развивающая, мобилизирующая, информационная.

Организационно-структурные функции: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая.

Формы передачи социокультурного опыта в истории развития школы: беседа (сократическая) маевтика; работа в мастерских (опыт гончарского, кожевенного, ткацкого и др. видов производственного обучения); вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров); классно - урочное обучение (Я. А. Коменский).

Современные формы: урок как основная форма организации учебного процесса. Лекция, семинар, зачет, практикумы, дискуссии.

Учитель как субъект педагогической деятельности, профессиональная культура учителя

Роль учителя в передаче социо-культурного опыта и формирования патриотических чувств к Отечеству и его национальной культуре, истории, науке, традиций. Проблема субъектности педагогического общения в работах А. А. Леонтьева, Т. А. Мальковской, А. Б. Добровича, А. С. Белкина, Ш. А. Амонашвили и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: