Характеристика понятия «педагогический конфликт»: признаки, механизмы возникновения. Объективные и субъективные причины возникновения педагогического конфликта. Педагогическая ситуация и педагогический конфликт: общие и отличительные признаки. Схема анализа педагогического конфликта школьным психологом. Способы регулирования и разрешения конфликта: воспитательные и организационные аспекты
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Предмет социальной психологии
Предмет социальной психологии
Характеристика понятия «социально-психологический феномен» как целостно воспринимаемое индивидом явление реального мира. Классификация групп феноменов, являющихся предметом изучения социальной психологии: 1) среда как основная детерминанта становления личности; 2) феномен общения; 3) социально-психологическая природа межличностных отношений; 4) психология малой группы (возникновение, развитие, групповое функционирование малой группы); 5) социализация личности.
Структура социальной психологии, ее основные компоненты: макросреда, микросреда, личность. Эволюция представлений о предмете социальной психологии: изучение фактов, закономерностей и механизмов поведения, общения и деятельности личностей и групп, обусловленных их включенностью в социальные общности.
Становление и развитие социальной психологии. Характеристика основных этапов становления социальной психологии как самостоятельной науки: донаучный (синкретический); философский (Платон, Аристотель, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель); феноменологический (М.Лацарус, X.Штейнталь, Г.Тард, Г.Лебон, У.Мак-Дугалл, Ч.Кули); научный этап (В.Меде, В.М.Бехтерев, Ф.Оллпорт, К.Левин, Э.Фромм, К.Роджерс, Э.Берн и др.).
Теоретические и прикладные задачи социальной психологии
Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее связь с философией, социологией, общей психологией, этикой, этологией и т. д.
Основные ориентации современных отечественных и зарубежных социально-психологических исследований. Характеристика новых подходов в изучении социально-психологических феноменов, появившихся в западной социальной психологии в середине XX в.: необихевиоризм (Б.Скиннер, Э.Мейо, Дж.Миллер и др.), трансактный анализ (Э.Берн), социометрия (Дж.Морено), теория психологического поля и концепция групповой динамики (К.Левин), психология этнических общностей: психология религии, психология толпы, психология политики (В.Т.Крысько, Т.Шибутани).